Страницы

18 января 2022

Выставка "Другие берега".

 Хотела поделиться с вами впечатлением о выставке, на которую ходила ещё в декабре, но пока собиралась, выставка-то и закончилась уже 16 января. Но всё равно расскажу про её историю, вдруг вам тоже будет интересно ознакомиться. Для меня она оказалось достаточно удивительной, а её история надолго заняла мои мысли.


Афиша 1924 г., созданная по картине Кустодиева.

Проект Музея русского импрессионизма «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» был посвящён грандиозной экспозиции начала прошлого века. Живопись, графика, скульптура, фарфор были представлены в залах Большого Центрального дворца на Манхэттене. Выставка-продажа устраивалась самими художниками, среди ее организаторов были Игорь Грабарь, Константин Сомов и Сергей Виноградов. 
((Простите за некачественные фото, освещение в залах и фотографирование на смартфон меня очень печалят))
В.Васнецов "Страж", 1914.

М.Нестеров "Голова великомученицы Варвары" (фрагмент полотна "Чудо"), 1895, 1921г.

К.Юон "Провинциалки". 1920-22гг. Акварель.

А.Архипов "Молодая крестьянка", 1920. А не как вы могли бы подумать, что это Малявин)))


А.М.Васнецов "Московский дворик зимой" 1920. Мне очень приятно всё ещё находить такие дворики в Москве.

Н.Богданов-Бельский "Свет фонаря", 1900. Премилейшая картина, ниже эти дети в хорошем качестве из сети.


В.Бычков "Пароход "Встречный", 1920. Великолепная атмосферная картина!

Ольга Делла-Вос-Кардовская "За книгой" 1918. Удивительно, что такую прелестную картину никто не купил.

Исаак Бродский "Старые лодки", 1917. Я зависла над этой картиной, прекрасная игра света и тени, бликов и солнечных зайчиков. Картина никому тогда не приглянулась.

Несколько натюрмортов Ильи Машкова 1922-23г.


Семён Павлов "Зима", 1923.

К.Сомов "Старый балет", 1923. Картина была приобретена в частную коллекцию.

Ф.Захаров "Голова пожилой женщины (Портрет матери)", 1914.

Б.Кустодиев "Дети Шаляпина. Марфа и Марина", 1920. Эти же фигуры на портрете Шаляпина (смотр. левый нижний угол), который не был на той выставке.


М.Ларионов "Офицерский парикмахер", 1907-1909.

В.Шухаев "Виолончель", 1921.

И.Бродский "Серый день", 1912.

И.Бродский "На Капри", 1910.

А.Васнецов "Демьяново. В тени лип", 1917.

С.Жуковский "Ночь под Рождество", 1918. Потрясающе страшные маски во вполне спокойном домашнем интерьере.

Г.Лапшин "Солнечный день в средиземноморском городе", 1928.

Н.Дубовской "Горная деревня", 1911.

Н.Дубовской "На Лаго Маджоре", 1895.


Я не стала фотографировать все произведения, многие из них совершенно недостойны внимания. Но те, кому интересно, могут посмотреть здесь подробную подборку почти всех представленных картин. А я лучше перейду к истории, она потрясающая.


В годы после I мировой войны и революции 1917 года русские художники были в отчаянии от своей невостребованности и творческих, бытовых, политических сложностей, навалившихся на них. 
В попытках найти способы выживания, они приняли решение продолжить традиции художников-передвижников, и организовали выставку своих работ за океаном (Как это вообще было возможно в те годы и при тех условиях жизни и техническо-информационного развития???Европа в этом плане не представляла интереса, т.к. тоже стонала в послевоенной разрухе. А Америка была свободна от голода и нищеты, на тот момент это была практически единственная страна, где ценили искусство и покупали картины.
Художники самостоятельно, без поддержки и помощи государства, собрали экспозицию, напечатали каталоги, нашли за океаном покупателей, это была невообразимая авантюра, но на что не решишься, оказавшись на грани...
Участников было около ста, на корабль до Нью-Йорка было погружено более тысячи работ, и они отправились туда, где никто из них до этого ни разу не бывал. 

«Совсем невероятный город каких-то кельнских соборов, очень стройных и конечно гораздо более красивых , чем все то, что доводилось видеть по части высоких сооружений в Европе». «Шатались весь вечер по Бродвею (Кузнецкий мост здешний, но этак верст около 20 длиной). Мы все в один голос решили: Лондон — большая деревня. Вот где океан огня, а там прудик. Это просто черт знает что. Черт знает что!» Из воспоминаний Игоря Грабаря.

 «Живу невысоко и в не очень высоком доме, но зато по соседству такие громады высятся до 58 этажей!! Живешь точно не на Земле, а на Марсе. Америка совсем не похожа на Европу, совсем особая страна». Из переписки Сергея Виноградова.

Весной 1924 года группу передвижников очень неплохо приняли в Нью-Йорке (несмотря на то, что в то время правительство США не признавало Советский Союз), и в залах Большого Центрального дворца Манхэттене открылась обширная экспозиция, включавшая в себя работы на любой вкус – от передвижников до скандальных авангардистов, от мрачных видов петербургских окраин до изысканных скульптур и фарфора. Торговля шла вяло, но некоторые художники даже специально делали повторы своих лучших, самых известных картин. После Нью-Йорка выставка русского искусства отправилась в турне и посетила 20 городов США и Канады. 
 Всего за три года было приобретено порядка 200 работ на общую сумму около 50 тыс.долларов.  Конечно, художники рассчитывали на большее, но даже это помогло им выжить в самое трудное время. 

Интересна история и с точки зрения маркетинга. Почему же художники потерпели коммерческую неудачу? Художники сами выбирали произведения для Нью-Йоркской экспозиции, и сильно промахнулись, не зная вкусов американского потребителя. Игорь Грабарь считал, что цены были слишком высоки, отсутствовала чёткая концепции выставки, было излишнее изобилие выбора. Наибольшим успехом пользовались академическая живопись старых мастеров, пейзажи и «русская экзотика» (сцены из русской жизни). Василий Поленов был самым успешным автором: из 13 его полотен цикла «Из жизни Христа» было продано 11. Экспериментальные авангардные работы русских художников американская публика оказалась не готова принять, и большинство из них были не востребованы. 

  И только в 1927 году нераспроданные произведения добрались обратно до Москвы и Ленинграда, а из художников, сопровождавших выставку, в Советский Союз вернулся только Игорь Грабарь, для остальных же началась эмиграция.

И вот теперь, почти столетие спустя, Музей русского импрессионизма, проделав огромную  работу, попытался воссоздать хронику событий, и показать в основном те картины, которые вернулись в Россию, оставшись невостребованными в США.
Выставка в Музее русского импрессионизма - результат двухгодичных поисков по всему миру. Исследовались каталоги музеев и аукционов, прослеживался путь отдельных картин, запросы, переписки, расшифровка меток и этикеток выставки на самих картинах, каталожные номера, автографы, старые фото с выставки, это было настоящее детективное расследование. В итоге в Москву было собрано около 70 работ. 
По моему мнению, большинство представленных картин сложно назвать произведениями высокого искусства (именно их нет в моём посте). Оно и понятно - лучшее осело в частных коллекциях янки. Тем не менее спасибо музею за проделанный грандиозный труд, за просвещение, систематизацию, научной деятельность.

А вообще, я, наверное, как раз рекомендую заглянуть на Туристер и оценить масштаб бедствия художников в то время, что они решились представлять такие картины, некоторые так просто вводили меня и мою спутницу в ступор.  

А что думаете вы?

25 комментариев:

  1. Действительно, необыкновенная история! Настоящая авантюра 100 лет назад и настоящий детектив сейчас) при фразе "на корабле отправились 100 художников и 1000 работ", мне сразу представилось, что корабль затонул, я тот еще оптимист 🙈😅 сотрудники музея молодцы, конечно, такую работу провернуть...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, да просто в голове не умещается, как такое было возможно, как решились - в неизвестность с головой! Хотя, видимо, градус отчаяния был настолько высок, что море по колено.
      Не, уплыло не 100 художников, 100 участвовало картинами. А уплыла туда орггруппа из нескольких.

      Удалить
  2. Наташа, спасибо и по ссылке сходила. Сотрудникам музея спасибо за их труд. Художники рисковые ребята. Особо три картины понравились из показанных тобой. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, спасибо! Но что же ты не написала, какие картины тебе лично понравились?
      Мне вот Провинциалки Юона нравятся. И Свет фонаря. И пароход, и лодки. И За книгой. И последние три (правда, я не уверена, что они с этой выставки, возможно, они относятся к постоянной экспозиции музея).
      Сотрудники - просто герои!

      Удалить
    2. )) Провинциалки, Свет фонаря и Зима.

      Удалить
  3. Наташа, спасибо за "картинки с выставки". История интересная.
    Мой фаворит - картина А.Архипова "Молодая крестьянка"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо! Крестьянка - хороша! Но я была уверена, что Малявин.

      Удалить
  4. Интересно!!! Невероятная история. "Свет фонаря", "Страж", "За книгой", "Демьяново. В тени лип" и "Горная деревня" очень понравились! А Грабаря картин не было на выставке? Помню, как я была ошарашена его "Весенней лазурью", стояла, открыв рот, как в ступоре, и смотрела на невероятную красоту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, вот да, невероятно.
      Грабаря, наверное, купили всё-таки. Или не удалось выцепить на выставку, ни одной его картины не было.
      "Февральская лазурь". Да, иногда картины очень мощное воздействие имеют.
      Спасибо, что поделилась своими впечатлениями!

      Удалить
    2. Да, Наташа, "Февральская лазурь"!!! Это я её на эмоциях весенней назвала!!!

      Удалить
  5. Наташ, спасибо! Посмотрела и статью на Туристере. Отличная выставка! Есть дивные пейзажи. Да и сам список авторов впечатляет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, но некоторые, как будто написанные впопыхах, меня ввели в ступор, на что надеялись авторы?
      Вообще история, конечно, потрясающая.
      Спасибо, что нам позволяют прикоснуться.

      Удалить
  6. Интересная история.
    Мне больше всего приглянулась картина: Н.Дубовской "На Лаго Маджоре"))
    Спасибо за экскурсию, Наташа!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо, что поделилась. Мне тоже Лаго очень нравится, а картина мааленькая, примерно А4.

      Удалить
  7. Наташа, большое спасибо за такую виртуальную прогулку. Конечно, выставки лучше посещать вживую. Тоже захотелось куда-то сходить посмотреть на живопись. У нас в школе был совершенно ужасный преподаватель, отбивавший охоту наслаждаться искусством. Если бы мне рассказывали о живописи так интересно и чутко, как ты, я бы была сейчас другим человеком.
    А кто из меня вырос? Ниточный художник, вышивальщица. Хорошо ещё, что выросла, это мне встреча с прекрасной вышивальщицей помогла вспомнить,что я - визуал. Иначе так и отбилась бы охота любить картины.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо, что заглянула.
      Конечно, нам не правильно преподавали искусство, ну что это - заставить детей рисовать то, что они не умеют, или тупо петь песни на уроках музыки. Нам же ничего не обьясняли, не пытались заинтересовать, не давали почувствовать вкус творчества.
      Я сейчас добираю это и наслаждаюсь.

      Удалить
    2. Вот именно - чувство, вкус, творчество! Это пришло ко мне в вышивке. А и в любом рукоделии могло бы прийти.
      Но нас учили несуразно, грубовато, словно солдат каких-то: присядьте, отожмитесь. И всё это на примере импрессионистов. А фишка в том, что импрессионизм столь силён, что как плохо ни объясняй, картины этого стиля всё равно впечатляют.
      А реализм, показанный на твоей выставке, столь впечатляющий, что даже если закатать эти сюжеты в бумажные фантики, они останутся великолепием человеческой мысли. Тот же Шишкин запал в душу именно с шоколадных конфет. А не с уроков мировой художественной живописи. Важны чувства, а не заставить людей почувствовать себя невеждами в живописи


      Удалить
    3. Лена, очень точно говоришь, как солдат, и как невежд. Не было культуры, да вот же к посту - художники тупо свалили в Америку, потому что здесь были не востребованы. А нам, детям, приходилось учиться по коврам с оленями и конфетным фантикам.

      Удалить
  8. Фантастическая история! Сейчас представляешь такое, и голова кружится.
    Спасибо, что поделилась и показала! Картина с масками прям до дрожи, очень необычная

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, да, история головокружительная. А когда задумываещься, что это было сто лет назад, то вообще!
      А какие маски - просто ужас, картина действительно необычная.

      Удалить
  9. Да, интересная история :) Мне кажется, что с поколениями мы становимся более... инертными что ли... Я когда читаю о первооткрывателях - дух захватывает, это ж для нас, современных жителей Земли почти фантастика: отправиться за край земли, где никто никогда не был. В пургу и болота, в непроходимые леса и бушующие океаны без всяких вам навигаторов и прочего. Даже купцы, и те в дальние страны с товаром... Сколько погибали и теряли всё... Сейчас единицы, вроде Конюхова. А тут люди на грани были, терять почти нечего...
    Согласна, что есть картины, "написанные наспех". Так может они и стоили не так дорого? Или в наличии у художников не было достаточно полотен, чтобы отправить? "Провинциалки" - чудо, как хороша! Так домик выписан! И крестьянка в красном! Ну много можно перечислить, но именно эти две запомнились очень :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо за интересные рассуждения. Знаешь, Конюхов сейчас имеет массу спонсоров, и не отправляется в путешествия просто так, а тогда, когда ему проспонсируют снаряжение, провизию, а сколько у него с собой технических средств! Я когда узнала, вникла, мне даже неинтересно стало. Очень неоднозначный он тип.
      Картины некоторые просто чудовищны, особенно по ссылке на Туристер, я их не стала даже фоткать. Стоило всё довольно дорого, поэтому и не продали.
      А остались жить в эмиграции - представь, они ж, наверное, не планировали этого.
      В общем, смутное время было. Хотя у нас в России одна смута сменяет другую)))
      Провинциалки гениальны, и ведь акварель!

      Удалить
  10. Наташ, очень интересный пост, прочитала с любопытством. Творческие люди - наверное самый незащищённый народ во все времена....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, ты права, творческая натура часто бывает слишком ранима. Но эта история потрясающая. Я рада, что было интересно.

      Удалить