Страницы

12 февраля 2022

"Смолянки".

 

В Государственном Историческом музее в Москве завершилась выставка "Шедевры Русского музея: "Смолянки" Дмитрия Левицкого", приуроченная к 150-летнему юбилею ГИМ.
Очень хотела пойти на неё, и вот случилось. Я была потрясена! Поэтому пост такой длинный и насыщенный, очень хочется сохранить.

На выставке были представлены семь портретов из серии "Смолянки" Дмитрия Григорьевича Левицкого, художника второй половины XVIII века. Все семь портретов впервые экспонировались в полном составе вне стен Русского музея. Кроме того портреты основателей Смольного института - Екатерины Великой и И. И. Бецкого, предметы прикладного искусства и исторические фотографии, всего на выставке было более 90 экспонатов из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге. 
При этом вся выставка занимала  всего один зал, в котором было отгорожено место для исторических фотографий, и небольшой соседний зал, где транслировались нон-стоп два фильма: о Смольном институте и о проведённых реставрационных работах над портретами. Я покажу увиденные экспонаты и расскажу про судьбу картин, а потом подробнее расскажу о Смольном.
Оформление зала очень интересное - его как бы обрамляет по периметру, скругляя углы, синяя муаровая лента, на фоне которой располагаются картины, и которая часто встречается и на портретах того времени, например, на портрете Екатерины II и самого руководителя воспитательным учреждением - И.И.Бецкого .


История создания и весь путь портретов смолянок. 

Считается, что это была серия портретов, созданная по заказу Екатерины II. Но это только версия, все они написаны в разные годы с 1772 по 1776гг, имеют разные размеры, формат, масштаб фигур, разные стили платья и антураж, разная цена была уплачена художнику. Точно не известно, где предназначалось располагаться этим портретам, их история прослеживается лишь с 1797г, когда их внес­ли в списки Императорского Эрмитажа, как находящиеся в гостиной и приемной комнатах Большого Петергофского дворца. 
Через полвека после создания портретов, когда уже были забыты и имена, и судьбы благородных девиц, Николай I распорядился  сделать на рамах картуши "с означением имени, фамилии, года выпуска ко двору и года кончины" бывших воспитанниц Смольного, изображенных на портретах. На поиски подробностей понадобилось больше четырех месяцев.

В Петергофе картины оставались более столетия, это было чрезвычайно губительно для них, т.к. дворец зимой не отапливался. В январе 1888г тогдашний директор Эрмитажа Васильчиков констатировал: "Семь больших портретов… писанных профессором Левицким, лучшие произведения сего известного и выдающегося портретиста времен Екатерины II, пришли в самое жалкое состояние. Дабы спасти эти драгоценности от совершенного разорения, их следует немедленно реставрировать и перевести на новое полотно". 
 Реставрационные работы выполнили братья Сидоровы. Они почти по-хирургически удалили скальпелем авторские холсты, оставив только красочный слой, предварительно заклеенный бумагой. После чего подклеили к нему новые льняные полотна. Удалили пожелтевший лак и старые записи и сделали тонировки. К сожалению, после реставрации картины снова вернулись в те же самые тяжёлые условия сырых залов Петергофского дворца.

  Так продолжалось до лета 1917г, когда было принято решение о переезде «Смолянок» в Русский музей. Вот как вспоминал этот день Пётр Нерадовский, в то время возглавлявший Художественный отдел Русского музея: "Все портреты смолянок висели в одной из гостиных. Когда картины сняли со стен, мы увидели, что холст влажный, а вся оборотная сторона полотен густо покрыта плесенью…". Кроме плесени с лицевой стороны было угрожающее шелушение красочного слоя. По прибытии в музей картины были срочно переданы на реставрацию, и только через несколько месяцев они смогли занять своё постоянное место в экспозиции.


 А спустя почти 80 лет, в 2008-2010 году, к 275-летия Левицкого, реставраторы Русского музея провели капитальную, но бережную реставрацию с предварительным проведением комплекса технологических и химико-биологических исследований. Уникальная работа включила в себя  укрепление красочного слоя, укладку кракелюров, дубляж переводных холстов на новые полотна, а затем послойное раскрытие авторской живописи от многочисленных слоёв, написанных предыдущими реставраторами и старого жёлтого лака, это позволило увидеть многие неразличимые ранее подробности, раскрыть аутентичные фрагменты и убедиться, что мАстерская вязкая, фактурная, плотная живопись Левицкого не слишком боится смытостей и потертостей, неизбежно возникающих в процессе эксплуатации, куда сильнее она страдает от попыток реставрации, т.е. вторжения чуждой живописи. 
И сегодня мы видим нежность лиц, загадочность улыбок, тонкие переходы цвета в складках платья и лицах, воздушность кружева и гипюра, сверкание камней и золотного шитья, блеск шёлка и лент, переливы муара и тафты. Смотрите, до чего они прекрасны! Если хотите узнать про девушек на портретах, то можно про каждую из них почитать здесь.
 







Также на выставке были представлены потрясающей работы веера того времени, один список использованных материалов приводит в восторг! Очень гармонично они были заключены в фигурные витрины, повторяющие формой раскрытый веер. 





Мундирное платье Екатерины II и просто шёлковое платье девушки, с туфлями.

Четыре декоративных панно, содержащие нравоучительные надписи на русском и французском: «Не лги», «Не вреди никакому животному и не озлобляй его», «Не будь никогда праздна», «Не делай зла и не досаждай никому».

А это сам Дмитрий Григорьевич Левицкий, правда, в гораздо более позднем возрасте.

Царские врата и фрагменты иконостаса Екатерининской церкви монастыря, служившей домовым храмом Смольного института. 

 

Смольный институт.

 
 Век Просвещения. Екатерина II, считавшая себя последовательницей французских просветителей, предпринимает реформы, которые направлены на прогрессивное будущее отечества. Множество воспитательных, учебных и научных учреждений были образованы под её покровительством. В том числе её любимый благотворительный проект - Императорское воспитательное общество благородных девиц  при Воскресенском Новодевичьем монастыре, об открытии которого 5 мая 1764г был подписан именной указ Правительствующему Сенату.
Смольный институт должен был "дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества", и создавался по образцу французского пансиона Сен-Сир, созданного супругой Людовика XV мадам Ментенон. Еще Петр Великий интересовался этим образовательным учреждением и посетил его основательницу во время своего пребывания в Париже в 1717г. Но только спустя больше 50 лет аналогичный замысел был осуществлен в Санкт-Петербурге.
 
Решение задачи повышения образованности общества было возложено на выдающегося гуманитарного деятеля и благотворителя Ивана Ивановича Бецкого (1704–1795гг). Результатом его деятельности стало устройство воспитательных домов в Москве и Петербурге, новый устав Императорской Академии художеств с непременным воспитательным училищем при ней, и др. Все его образовательные проекты должны были служить "обновлению русской жизни"
А в 1765г. был подписан указ об учреждении Мещанского училища для представительниц не дворянских сословий (кроме крепостных крестьянок).

Разместилось Воспитательное общество в корпусах недостроенного Смольного монастыря, который Растрелли возводил для императрицы Елизаветы Петровны, намеревавшейся провести там остаток лет. Этого не случилось, Елизавета умерла, а Екатерина нашла монастырским зданиям новое применение. От бывшего ранее на этом месте Смоляного двора и монастырь, и институт переняли свое наименование. Не желая нарушать волю своей предшественницы, Екатерина все же основала здесь и настоящую монашескую общину, сестры (их было всего 14) помогали в уходе за девочками-воспитанницами. Из двух малых домовых церквей были освящены две – одна для институток, другая для монахинь. 

Смольный институт положил начало женскому образованию в России, и стал первым в Европе государственным учреждением для обучения девочек. 
По замыслу Екатерины II в институт обязаны были принимать девочек преимущественно из небогатых дворянских семей, но со временем это правило позабылось.
Понадобилось несколько месяцев для завершения первого набора, и лишь 9 июля 1765г императрице поднесли список представленных к зачислению пятидесяти воспитанниц, среди которых было семь титулованных девиц, остальные места достались дочерям чиновников, обер-офицеров и низших придворных чинов. 

Началось осуществление амбициозной педагогической программы Бецкого. Главным в ней было воспитание добрых нравов и формирование "новой породы людей", которое по мнению Екатерины и Бецкого, было возможно лишь в учебном заведении закрытого типа. Принимать в общество следовало детей не старше шести лет на попечение государства, бравшего на себя всю заботу о его воспитании, образовании и содержании в период обучения. Более того, от родителей требовалась расписка, что они не потребуют возврата своего чада ранее чем через 12 лет, по завершении полного курса, когда девушкам исполнялось 18 лет. Редкие свидания с близкими допускались лишь на территории заведения и под присмотром наставниц и были ограничены несколькими посещениями в год (считалось, что нравы дворянства в это время были слишком распущенными, и детей оберегали от дурного влияния их же родственников). Подъем в 6 утра, отбой в 21, умывание холодной водой, соблюдение всех постных дней и православных постов (кроме воспитанниц младшего возраста), занятия науками, творчеством и рукоделием… Самым суровым наказанием было увещевание, а важной заботой воспитания - жизнерадостное настроение подопечных. Система разнообразных поощрений предусматривала светские развлечения, балы и прогулки, а также поездки в гости, вплоть до обеда у начальницы княжны Долгорукой, Бецкого или даже самой императрицы. 
 Екатерина Великая частенько навещала смолянок - воспитательное общество было предметом её особой гордости и демонстрировалось высоким гостям - шведскому королю Густаву III, прусскому принцу Генриху, французскому философу Дидро. Отметился визитами и великий князь Павел Петрович.  

Воспитанницы разделялись на четыре возраста, по 3 года каждый, им шились форменные платья одинакового покроя, различавшиеся по цвету согласно возрасту:
- девочки первого, младшего возраста (6-9 лет) ходили в форме кофейного (коричневого) цвета, отсюда и "кофейные барышни", они изучали закон Божий, чтение и письмо, русский и иностранный языки, арифметику, рисование, музыку, занимались танцами и рукоделием. 
- во втором возрасте (9-12 лет) платья были голубые, а к наукам добавлялись история и география. 
- в третьем возрасте (12-15 лет) и в серых платьях необходимо было читать нравоучительную литературу, практиковаться в опытной физике и токарном деле, изучать архитектуру и геральдику, пробовать себя в скульптуре. 
- последние 3 года девушки носили белые платья, а учебное время посвящалось повторению и углублению всех ранее полученных знаний и навыков, а также развитию выявленных личных способностей. 
В свободное время девицы занимались рукоделием, физкультурой, пением, а главное, постановкой спектаклей по пьесам французских авторов. 
Смолянок держали в изоляции от нескромных взоров и вредных влияний, воспитание их было полумонастырским. Однако к заведению и воспитанницам изначально было приковано большое внимание: даже редкие выходы на прогулку в Летний сад или спектакли на отчетных балах становились предметом живого обсуждения в свете, поэты воспевали достоинства воспитанниц в стихах.

Первый выпуск праздновался 30 апреля 1776г.  Выпустились 54 девушки (во втором выпуске их было 62, а всего одновременно обучалось до 200 девочек разных возрастов). Особенно выдающиеся выпускницы получали шифр от Екатерины, звание фрейлины, а императрица продолжала и далее заботиться о них. 
Шифр фрейлины Екатерины II и шифр лучшей выпускницы Смольного института.

Пятеро смолянок первого выпуска были взяты фрейлинами ко двору. Все они стали героинями портретов Левицкого. 
Увы, столь удачно судьба сложилась не у всех учениц Смольного. Те, кто не стал частью императорского двора, оставались либо в Институте, либо возвращались домой.

В 1796 году Воспитательное общество благородных девиц перешло под начало императрицы Марии Федоровны, которая ликвидировала самый младший возраст, считая негуманным брать от родителей столь маленьких детей, теперь девочки принимались с 10-летнего возраста, а срок обучения сократился до девяти лет. 
В 1806 году институт переехал в новое здание, построенное специально для него.


 В XIX веке число женских образовательных учреждений, созданных по образу и подобию первого воспитательного училища, стремительно растет. Менялись времена и образовательные стандарты, но Смольный оставался своеобразной эмблемой женского образования в царской России и закончил свое существование вместе с ней. Последние смолянки вместе с их начальницей княгиней В. В. Голицыной уехали в октябре 1917г в Новочеркасск, где вскоре состоялся последний выпуск института. Последние воспитанницы и начальство покинули Россию вместе с Белой армией. 

В зданиях Смольного монастыря разместился Петроградский ревком, там жил и работал Ленин. Сегодня бывшие служебные помещения монастырского комплекса заняты различными учреждениями. В самом здании монастыря располагаются 3 факультета СПбГУ - политологии, социологии и международных отношений.

Фотографии Карла Буллы. 1905г.

Жизнь смолянок в начале XX столетия была запечатлена петербургским фотографом Карлом Булла, и представлена в небольшом зале выставки. Это был парадный альбом 1905 года. Он позволяет увидеть обстановку, в которой проходила жизнь воспитанниц и почувствовать царивший в классах института дух дисциплины, неустанного труда и творчества.  
Фотографирование мною выставленных старинных фотографий оказалось безуспешным, качество ужасно, но я всё равно хочу оставить их здесь, они очень показательные (некоторые удалось найти в сети, качеством получше). 


































Портреты Левицкого и фотографии Буллы - начало и конец большой истории первого российского учебного заведения для женщин.
Потрясающая выставка, заставляющая подумать о судьбе женщин в России, о том, как много мы сейчас имеем в сравнении с ними тогдашними, жизнь которых была, несмотря на благородность сословия, совершенно незавидная. Какой стресс испытывали эти малышки, оторванные от дома и семьи, когда рядом нет близкого человека, нет привычного мирка, нет игрушек и няни. И нужно сразу строить отношения с другими девочками, с педагогами, а ещё и учиться. Как выдерживали?  Ведь не всем такое по плечу.
Но если уже смогла - получала шанс выбраться в свет, приблизиться ко двору, или хотя бы стать завидной невестой и удачно выйти замуж. Но удачно выдать замуж дочь - это почти всегда равнялось тому, что "продать" её. Женская доля. 

15 комментариев:

  1. Да, Наташ, отличная выставка. Умеют в Историческом музее выставки делать! Эти пансионы были стрессом огромным, но и при этом "путевкой в жизнь" для выпускниц (особенно из небогатых дворянский семей). Читала несколько мемуаров выпускниц. Их сурово воспитывали. Но зато потом их шансы устроить свою жизнь очень повышались.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, спасибо! Я согласна, что были путёвкой в жизнь, но как это объяснить шестилетней девочке? Хотя, очевидно, что для некоторых девочек это было ещё и спасением от "неправильных" родителей.
      Но это было и очевидным прорывом для всей женской половины общества в плане образования, шаг к тому, чтобы освободиться от роли прислуги, инкубатора и просто вещи.

      Удалить
  2. Наташа, спасибо за рассказ! Портреты прекрасные. Я под впечатлением. Суровое воспитание. Как подумаю, что им не давалось возможности общаться с семьёй и держали в таких строгих условиях, так жутко становится. Это совсем не похоже на мариинские гимназии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо! Я думаю, что разница была колоссальная, но и престиж и результаты - различались разительно.

      Удалить
  3. Наташа, очень интересный рассказ. Я многого не знала. Конечно, в наши шесть лет - это рано, но тогда дети были самостоятельны. Хотя от дома отрывать их нелегко. Если бы их сейчас сюда, в нашу жизнь! Но я думаю, что они выживать могли в любых условиях.. вспоминаю в книге Чудакова образ бабушки- смолянки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиля, спасибо, меня очень впечатлила выставка, вот и занялась изучением вопроса.
      Да, шестилетки разные. Но всё равно это ещё ребёнок, которому нужна мама. А вот при потере одного из родителей, или обоих - это отличная альтернатива! Да ещё и за счёт государства!

      Удалить
  4. Наташа, спасибо большое за рассказ и фотографии.

    ОтветитьУдалить
  5. Наташа, необыкновенный рассказ, дух захватывает! Многого не знала, спасибо, очень интересно. Хорошо, что Мария Федорвна отменила младший возраст, с 6 лет в интернат, считай, без права посещения - это ужасно 🙈 фотографии, конечно, любопытно рассматривать, гимнастика мне понравилась, костюмы)) не сравнить с нынешними ксюшиными купальником и обтягивающими лосинами))
    Про реставрацию- читала с открытым ртом! Не представляю, сколько всего надо знать и уметь, чтобы работать реставратором, алхимия какая-то и ловкость рук!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, меня очень впечатлила выставка, и вообще тема женского образования. Согласна, 6 лет - маловаты девочки, но если семья влияет плохо, то чем раньше, тем лучше.
      Фотографии - огонь, хотя они и сделаны уже в 1905. Я долго рассматривала, вглядывалась в лица, обстановку, одежды. А мне на катке и на горке понравились, ну и гимнастика, конечно, тоже.
      Реставрация - да. Ну вот я не представляю, как можно краску перенести на новый холст, фантастика! Хотя в каждой профессии, наверное, есть что-то на грани возможного.

      Удалить
  6. Строгое воспитание тогда и сейчас - это очень разное все. Читая воспоминания детей из обеспеченных семей раньше, я все время думаю, сравниваю, насколько "взрослыми" были дети. Даже богатых сословий. Это сейчас, на наш "изнеженный разум" кажется, что ой как же так можно, такой стресс для ребенка. К тому же в таких пансионах (институтах) детей розгами не секли, "увещевали". А вот в родной семье могли и высечь за провинность.
    Спасибо, Наташ! Очень интересный материал собрала и нам рассказала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо, что оценила.
      Да, времена меняются, как и наши представления. Но всё же... Да и жизнь, и понятия были совершенно иными.

      Удалить
    2. У меня бабушка из ... скажем так "зажиточных" с княжескими корнями. У них сечь не принято было, но воспитывали строго. А учитывая, что она родилась в год революции, то детство выпало очень трудным, даже "в людях" работала помощницей по хозяйству... и мамы-папы рядом не было... У сестры купцы первой гильдии... после революции молодая жена купца (вчера еще ребенок почти) на веслах из города в город соль возила. И никто не думал о стрессах...
      Я порой думаю, что современные дети очень инфантильны, изнеженны... а мы-то сами для наших бабушек, вырывавших для себя и детей землянки в лесу для проживания после войны, мы для них тоже "барышнями" и "белоручками" были :)))

      Удалить
    3. Кстати, у меня где-то есть скан документа одной из моих бабушек об окончании института благородных девиц :))

      Удалить
    4. Наташа, ты права, нынешние дети не только изнеженные, но и необразованные очень. Страшно, как они будут жить...
      Если попадётся документ, покажи нам, не поленись, очень интересно.

      Удалить