Страницы

01 января 2023

Жостово.

 Экскурсия с мастер-классом в Жостово организовалась неожиданно и очень быстро, меня просто пригласили присоединиться к уже сложившейся группе неугомонных путешественников. В Музее Подносов при фабрике можно попасть и в большую группу до 30 чел, но у нас была задача собрать группу 10 человек, чтоб было комфортнее и в залах музея, и на мастер-классе.

Мы на фоне рекордного по размерам подноса, который был изготовлен для одной из выставок народных промыслов.

Музей находится на 1 этаже самой фабрики по адресу: Московская обл, Мытищи, дер.Жостово, ул.Дивная, стр.15. Экскурсии заказываются на сайте. У них вообще очень хороший информативный сайт, много информации можно там почерпнуть, если нет возможности посетить сам музей. 

Экскурсия идёт 1 час, вначале короткий фильм, где показывают производство самой металлической основы-подноса вручную или на станках, эту работу выполняют мужчины, это тяжёлый труд, поднос редкой необычной формы могут ковать не один день. 

А после фильма художница за пару минут демонстрирует вживую процесс росписи готового изделия.


После чего экскурсовод ведёт по залам и рассказывает об истории появления народного промысла, о совершенствовании производства, о художниках и худсоветах, традициях и новшествах, о взаимообмене сюжетами и техникой росписи между художниками из других промыслов. Вообще очень интересно.  Самому старому в коллекции подносу примерно 200 лет.

Вот примерно так выглядел стол художника лет 120-150 назад.

Интересны все залы. Первые - с историческими традиционными подносами.

Подносы, созданные по заказу времени (в угоду вождям - я не фоткала). Мичурин вот, например, или маленький Пушкин с его сказками, но портретные подносы не стали популярны - не хорошо на лицо уважаемого человека ставить самовар.





Храм Христа Спасителя

Жостовские художники делились опытом и перенимали друг у друга манеры росписи с Павлово-Посадской платочной мануфактурой, и художниками Палеха. Но у худсовета это не приветствовалось, старались соблюдать традиции, присущие каждому виду народного промысла внутри артелей и фабрик.

как похожа роспись подноса с фото выше на платок.

палехская шкатулка, не правда ли. 

а этот немного напоминает хохлому

Некоторые мастера используют вставки из перламутра, из золотой и медной фольги, и тогда подносы нужно рассматривать под разными углами, чтобы заиграли блики в этих местах. Вот первые два подноса с золочением (к сожалению, фото не передаёт эффект в полной мере), они горят!


А здесь поднос с пейзажем, где вставлен в воду реки сверкающий материал - видите голубые и золотистые блики на воде, и чёрный поднос - подражание Куинджи, он весь переливается лунным светом. Делались вставки из золотой фольги, перламутра, экспериментировали со всем, что казалось пригодным, чтобы создать уникальное изделие.

экспериментальный поднос с объёмным узором, но он на пластиковой основе.

Серия авторских подносов с птицами - не самым традиционным сюжетом жостовской росписи, но довольно популярным у покупателей.





Некоторые художники пытаются найти новые идеи, и вроде изображают традиционные цветы, но располагают их по-другому, и делают из подноса картину. 



А вот, например, художник захотел повторить или подражать голландской живописи.



Важный элемент росписи подноса - кайма, она пишется либо по традиции - золотистой краской тонкой кистью как вязь, либо фантазия художника разгуливается, и кайма не уступает по своей красоте центральному узору. А поскольку одинаковых подносов нет, все они авторские и пишутся от руки практически без наброска, то на каждом подносе в рисунок тонко вплетена подпись - фамилия художника, и это сделано так искусно, что иногда очень сложно её найти.


А вот подносы, фон у которых напоминает малахитовый или какой-то другой камень, такой эффект достигается копчением фона над свечой, так образуются тёмные разводы налёта, по которым потом пишутся цветы. Техника очень сложная, потому что недопустимо малейшее колыхание пламени, поэтому во избежание движения воздуха в старину мастера делали копчение, залезая внутрь печи и закрывая все заслонки.




Очень смешная форма таких подносов. Оказалось, вот эта выемка по нижнему краю - это для живота))) На таких подносах ели. Экскурсовод сказала, что сотрудники музея примеряли - подходит на любой размер живота)))


Вот такая экскурсия была. Музей интересный, стоит посетить. Кто заинтересовался, можно поразглядывать сайт Жостово.

И даже книга отзывов расписана.



Магазин порадовал ассортиментом, но цены неприступные, можно себе позволить только очень маленькие массовые изделия, например, брошки, кулоны, или небольшие подносики размером с десертную тарелочку. В московском филиале фирменного магазина цены ещё выше на 15-25%. Возникает мысль - кому это нужно за такие деньги, не каждый себе позволит поднос по цене хорошего пуховика или смартфона. Разве это уже может носить название "народный промысел", если народ не может себе позволить купить. А сами художники совсем не могут похвастаться своей зарплатой, которая к тому же сдельная, и по итогу выходит совсем невелика. Да и в редкий современный интерьер впишется поднос с расписным самоваром. Получается, что изделия только для фанатов-коллекционеров. Так что по многим причинам молодежь не желает обучаться и идти работать на фабрику. 
Я, кстати, спросила, откуда берутся художники. Мне ответили, что все художники из деревни Жостово или соседней деревне, что учатся они в семьях, дети перенимают от родителей умение расписывать подносы. Но сейчас, увы, это уходит в небытие.  Вообще Жостово - такая деревня узконаправленных специалистов, которые работают на промысел: изготавливают кисти, краски, варят лак, куют подносы, пишут рисунки, обжигают, для изготовления одного подноса нужны семь разных профессионалов. И небольшой процент жителей деревни занимались сельским хозяйством, хотя всё равно основную часть необходимой продукции покупали на средства, вырученные от продажи подносов.
Очень жаль, если такой самобытный Жостовский поднос будет утерян для потомков.















Ну, и картинки с мастер-класса. Нам дали маленькие продолговатые подносики, фартуки, тряпочки, масляные краски (их, кстати, было всего 4) и кисточки. Рисовали поэтапно за художником, но по сути - кто во что горазд, потому что секреты и тонкости нам не рассказывали. Я впервые рисовала маслом, не поняла, понравилось или нет. В любом случае было весело.


Вот что получилось у нашей группы. Я в общей массе не могу сразу найти своё произведение. Мастер сказала, что потом она дополнит наши росписи тонкими элементами разживки, покроет лаком и высушит в печи, после чего их можно будет забрать.



А вот что я забрала уже после доработки. Мне нравится, но я бы и сама хотела попробовать писать тонкой кисточкой. Подносик стал блестящим, нарядным, но годится только для трёх печенек)))

А вот такие брошку и кулон я купила в магазине. Не знаю, надену ли когда-нибудь, но очень нравятся. Они написаны на кусочках перламутровых ракушек.






31 комментарий:

  1. Наташа, как интересно и увлекательно, столько красоты в одном месте!!! Спасибо за экскурсию!!! Брошка и кулон классные, носи обязательно!!! Во времена молодости наших родителей, они могли себе позволить купить поднос, времена меняются. Подносы с рябиной роскошные! А вот про подносы необычной формы с вырезом - это прямо вопрос для знатоков клуба "Что? Где? Когда?"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо, я очень рада, что было интересно!
      У меня тоже был жостовский поднос, от бабушки достался, старый-старый, уже не блестел, тёмный такой был, бабушка на него всегда пироги выкладывала и кулич с яйцами на Пасху. Но при разводе он остался на даче, и теперь у бывшего мужа.
      А про подносы с выемкой нам экскурсовод тоже загадала задачку, но я как-то сразу догадалась, что это "анатомическая" форма, только не думала, что для живота))))

      Удалить
  2. Наташенька, как здорово, что тебе удалось побывать на такой интересной экскурсии, да еще и с мастер-классом!
    Мне понравился огромный поднос с вами на первом фото!
    Да уж, цены кусаются. Но ты написала, что зарплаты у художников не высокие, это обидно. А промысел в ближайшие годы не исчезнет, а дальше видно будет. Но это же наше Российское богатство, будет жалко, если оно будет утеряно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо, я тоже радуюсь, что, наконец, туда попала!
      Промысел, конечно, поживёт ещё лет 50, но потом... смотришь кино про будущее, а там же минимализм, точно не впишутся расписные подносы, только в музеях и театре останутся.

      Удалить
  3. Как красиво и как обидно, что цены такие и зарплаты у художников смешные. Эх... А говорят, что красота спасет мир....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо! Красота - тоже понятие относительное, молодёжь, думаю, уже не считает это красивым, это уже "дерёвня". И вот посмотри, художники уже и точечную роспись делают, и минимализм (на жостовском подносе - минимализм! невероятно!!!)

      Удалить
  4. Thank you for interesting post. I have few books and tray with Жостово painting. I am not sure if it is original. Bought it in Moscow many years ago. I am using it from time to time. If I will have a chance will be glad to visit such interesting place.🙏

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлка, спасибо, я рада, что это интересно!
      На оригинальном подносе Жостово должна быть печать сзади, а среди цветов подпись художника - фамилия, или хотя бы инициалы)

      Удалить
    2. I found the name but on the back is sticker with two circles..one with name Жостово So I don't know🙃😉

      Удалить
    3. А не будем сомневаться, верим, что оригинальный, тем более если поднос нравится!

      Удалить
  5. Наташа, вот ведь парадокс про зарплаты и цены. Правильно, ручное производство дорого и трудоёмко. Только это действительно для ценителей и для определенного интерьера. Очень интересная экскурсия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиля, спасибо! Да, цены и зарплаты между собой не дружат))) Думаю, так во многих местах - цена ручного труда невелика, а вот изделия ручной работы зашкаливают по цене.
      Но меня поразила не столько роспись, сколько трудоёмкость процесса ручного изготовления металлической основы (хотя простые формы сейчас делают на станках и прессах, а вот сложные формы с филёнчатыми краями - вручную, как например, поднос с выемкой для живота). В фильме показано, и это ужасает, сколько операций, и какие сложные, одна только подгибка края чего стоит (как у юбки подол - так же подгибается край подноса, чтобы не быть острым и опасным. И ещё для меня непостижимая тайна - куют по-настоящему, молотком, остаются вмятины, проходят много раз в разных операциях, - и как? как получается идеально ровный поднос?

      Удалить
  6. Наташа,три дня читала) Будто сама побывала.Так всё подробно рассказала ) Рассматривала подносы.Мне с птицами очень понравился.
    Цены,конечно,смотреть страшно. Когда-то давно мама покупала поднос,так он потом на балконе лежал, и из-за неправильного хранения начал облезать.Теперь на даче у меня лежит,не пользуемся.
    И про роспись там на фабрике тоже читала,что не показывают секреты росписи,а только поверхностно объясняют.
    Мне понравились все подносики вашей группы! А у тебя на память останется свой подносик!
    И кулон с брошкой красивые ты купила,может и поносишь летом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ООО, Ирочка, я тронута, что ты столько времени потратила, но эти действительно интересно.
      Мне тоже с птицами понравились, там у них пара мастеров, которые прям специализируются на птицах, и изучают их, и наблюдают, чтоб похоже было.
      У вас, наверное, был не оригинальный поднос, потому что нам рассказывали, что у них специальный лак, секрет которого хранят за семью печатями, и он выдерживает кипяток на постоянной основе, как бывает в чайных и трактирах.

      Удалить
    2. Возможно не оригинал,надо достать,посмотреть поднос поближе.
      И я не помню,где мама его покупала.Но не думаю,что она платила очень большие деньги,не тот уровень жизни был.

      Удалить
    3. Ир, а раньше Жостовские подносы дорогими не были. Надо посмотреть дома (на старой квартире у меня три или четыре лежат), там вроде на обратной стороне цена была. Посмотрю как доберусь туда.

      Удалить
    4. Рублей 10 максимум средний поднос стоил.

      Удалить
    5. Да,надо добраться и тоже проверить)

      Удалить
  7. Наташа, дивная экскурсия на Дивной улице, конечно, 11 500 руб за подстаканник даже с хрустальным стаканом- это перебор, твой подносик сразу отозвался на общем фото, а потом увидела, что это твой. Спасибо, что поделилась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хадижа, спасибо, дорогая, с Новым годом тебя! Как жаль, что ты редко бываешь...
      Я рада, что это интересно. Здорово, что ты меня почувствовала на уровне интуиции.)))

      Удалить
  8. На старой квартире мы оставили все жостовские подносы. Пишу "все", так как не помню сколько их у нас было. Три как минимум. Все большие. Овальные и круглый. Мама собирала. Они с отцом фанатели от всех русских промыслов - Палех, Жостово, Мстера, Ростовская финифть, Гжель, Хохлома. Это было в 70-80, модно было. И что удивительно, все использовали в жизни. Подносы постоянно были "в работе" на праздниках. А потом переехали, оставили там... Ну и жизнь изменилась, таких застолий как раньше уже не было. Да и кухня через дверь с гостиной - не нужно по коридору нести на подносе посуду и блюда. Другая жизнь... И вот они там и стоят на кухне. А Палех и прочее в коробках лежит. Меня очень это все угнетает. Смотрела на Авито предложения - там столько всего и так все дешево, что смешно даже выставлять. Авторские броши Палех 70-80 гг по 300 р. И не берут. Не нужно никому. А за такие деньги я и не отдам. В прошлом году все металась, куда все это деть... А сейчас решила относиться к этому как к музейному имуществу))), пусть стоит. А промысел исторический, бывают очень красивые сюжеты на подносах. Не все, некоторые смотрятся очень вульгарно. Эх. На экскурсию бы съездила с удовольствием)).Когда-то я на Палех хотела съездить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, спасибо! Да, мы тоже активно поднос использовали.
      Если будет возможность, съезди на экскурсию. Кстати, в Московском долголетии недавно была такая экскурсия, они же на своём автобусе туда едут, и обратно привозят, мне свекровь говорила, можно узнать, когда ещё будет. Ты же подходишь уже под этот возраст (смешно, но завидую).

      Удалить
    2. Нет, Наташ, не подхожу))). Я считаюсь как "предпенсионер", мне пока только 55. А мой год на пенсию отправят только в 59(((. И поэтому материальные льготы типа бесплатного проезда, налоговых льгот и скидок в музеи они мне выдали (в виде социальной карты), а вот под программу "Московское долголетие" я не подхожу и участвовать там не могу((. Обидно! Те, что в 2019 г. успел выйти на пенсию в 55 и кто меня старше всего на 3 года могут, а я нет. То есть им по 58 сейчас и они уже 3 года пользуются. А мне надо ждать до 59. Бред какой-то. И обидно!!! Потому что в нашем районном парке у них кружок рисования (акварели), всякое рукоделие и прочие затеи. Но я даже зарегистрироваться не могу((. Не прохожу по году рождения Бред. Буду тянуть до 59)).

      Удалить
    3. Вот и мне это очень обидно. Потому что мне теперь это даже на горизонте не светит. Но у меня мама в совете ветеранов, и иногда она меня берёт с собой, правда, в основном на концерты. Поэтому можно поспрашивать, вдруг места свободные будут в автобусе.

      Удалить
  9. Наташа, страшно интересно! Я как-то писала сценарии про нарродные промыслы, тогда много чего узнала, в том числе про Жостово, но в твоем посте все равно масса нового. Эх, прям боль насчет того, что все эти промыслы уходят в небытие... Еще хорошо, когда у предприятия грамотное начальство, раскручивают свои изделия. Я так понимаю, что единственные источники дохода - за рубеж (сейчас небось недоступно), коллекционеры, ну и неплохая ниша - всякие дорогущие подарки в госаппарат, да, еще все эти экскурсии и МК. Но на массовое потребление, конечно, увы... Вот именно что нереально дорого, что понятно за ручную работу, но лучше уж что-то более полезное и нужное купить :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, спасибо, да, я полностью согласна с твоим комментарием. Хотя про зарубеж - кому там это нужно? Скорее подарочные варианты для госаппарата и от госаппарата. А экскурсии одна за другой, детей так вообще автобусами вереницей везут, и группы потоком одна за другой.
      Уходят, да, наши дети уже и названий их не знают.

      Удалить
    2. Раньше папа в командировки зарубежные возил всякие промыслы (на подарки принимающей стороне). Палех, Хохлому, Жостово. Гжель не ценилась, у них своих французов и голландцев такого "синего" плана много. Сейчас не знаю что дарят...

      Удалить
  10. Спасибо за рассказ. Мечтаю попасть туда. Такое разнообразие сюжетов.
    Про цены у меня похожие мысли были про крестецкую строчку. Цены космос. А сейчас с закрытием экспорта вообще не понятно на кого это рассчитано. А мастерам платят копейки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кира, благодарю! Всё ручное и ранее "народное" сейчас неоправданно дорого.
      Я вот думаю, нужно детей в школах на уроках рисования знакомить в народными росписями разными, чтобы знали, чтобы попробовали сами. А если понравится, могли что-то дома расписать. Что вернуть промыслы в народ.

      Удалить
  11. Наташа, восхищена как ты проводишь каникулы) очередное спасибо. Маслом тоже пробовала писать , написала одну картину . Красиво, но не захватило.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, это ещё в начале декабря было, просто ждала, пока нам подносы вернут.
      К маслу надо привыкать, что оно держит форму, что не смешивается так легко в маске, как акварель. В общем совсем другие ощущения.
      Спасибо!

      Удалить