Страницы

05 января 2023

"Сны Сибири" выставка.

На выставку "Сны Сибири" в Государственном Историческом музее я планировала сходить, но попала на неё вдруг неожиданно быстро перед самым Новым годом с той же девочкой, что организовала поездку в Жостово.
Сначала мы сами погуляли по залам - было интересно, темно и таинственно. А потом выяснилось, что через полчаса будет экскурсия и на неё осталось в кассе два билета. Решили, что эти билеты дожидались нас 🤗
Экскурсовод была - именно как я люблю, когда человек не просто в теме, а у него горят глаза и он жаждет контакта с посетителями и заряжается от их вопросов. Девушка - сотрудник Исторического музея, занимающаяся как раз этой темой - Сибирь, находки, культура, связи с сибирскими музеями. Почему "Сны..." - потому что это всё  на грани реальности, это путешествие во времени и пространстве, несколько призрачное, но в то же время к нему можно прикоснуться, как? об этом далее...


Итак, что мы увидели на выставке? Сразу оговорюсь, что экспозиция в темноте, подсвечиваются точечно только экспонаты, поэтому получилось всего несколько фотографий.
На входе над дверьми нас встречала огромная голова девушки, символизирующая сборный образ Сибири. Меня она вдохновила, эти скулы, слегка раскосые глаза, образ сильный, волевой, птичьи лапы сбоку, и кругом лес, она - дитя леса, хозяйка Вселенной под названием Сибирь. Красотка!


Внутри в первом зале - интерактивная световая проекция, посвященная 130-ой годовщине транссибирской железнодорожной магистрали, начало которой положил ещё император Александр III.  
Вдоль линии рельс, по которой бегают составы, расположены кнопки-ладошки, нажимая на которые посетитель "оживляет" экспонаты-артефакты, их он потом и увидит в витринах.



У древних жителей Сибири не было письменности, поэтому у нас нет других материальных наследий от исчезнувших племён и миров, кроме предметов быта и духовной жизни. И первые зарегистрированные государством массовые находки случались именно во время строительства Транссиба, когда по пути следования работ оказывались курганные могильники, древние городища и селища, но всё это сохранить и изучить было не по силам даже императорской казне, поэтому утрачена гигантская часть памятников.

Большой угол следующего зала был занят копиями каменных изваяний. Это точнейшие копии, созданные на основе множественных сканирований оригинальных изваяний, которые невозможно было бы представить на выставке во-первых в силу их многотонного веса, во-вторых они находятся в самых разных музеях от Санкт-Петербурга до южного Амура, и их возраст не располагает к таким путешествиям.  Нам рассказывали, для чего служили эти стелы, что обозначают нанесённые на них рельефные рисунки, как и где их находили. И признак современности - как эти сверхточные копии изготавливали для выставки. Это очень любопытно! А среди них зелёный объект - это уже современное искусство.  На стене за экспонатами транслируется съёмка сибирских бескрайних степей, и ты очень хорошо начинаешь себе представлять, что эти объекты использовались в первую очередь как ориентиры на местности, подобие верстовых столбов или даже маяков, а заодно, вероятно, и как культовые истуканы, и возможно, как отпугивающие врагов или даже злых духов.


Далее уникальный экспонат -  "Кондонская Нефертити" (!!! IV-III тысячелетие до нашей эры, культура среднего неолита, найдена в Хабаровском крае). Это первое из найденных в низовьях Приамурья женское изображение. Изготовлено из глины, переданы черты лица монголоидного типа, высота оригинала 11 см. А теперь внимание! На первом фото - оригинал. На втором фото копии, справа - абсолютная копия 3D, снятая на принтерах, а слева - увеличенная копия, и их обе можно трогать руками! Это поразительное нововведение в музеях! И это интересно не только слепым.



Затем череда мелких предметов размером примерно с ладонь, плюс-минус. Это изображения фантастических существ, таких как гибриды животных (например, тигр с рогами) , но чаще антропоморфные (т.е. человекообразные) - совмещение черт человека и животных, вероятно обозначавших слияние реального мира человека с природой - подземным нижним миром (пауки, змеи), подводным (рыбы, бобёр) и воздушным верхним (птицы, бабочки) мирами. Эти плоские фигурки чаще всего отлиты из бронзы и имеют возраст, который лично у меня не укладывается в голове.

Прорезная пластина с изображением трёх мифических антропоморфных персонажей женского пола с чертами зверей и птиц, стоящих на лосиных головах. VI - VII вв.н.э.
Раннее средневековье Приуралья. Бронза.

А вот антопоморфное трёхголовое женское существо слилось с птицами и стоит ногами на бобре (здесь чётко прослеживается связь реального с небесным и подводным мирами)




Это медведь в ритуальной жертвенной позе (обычно с убитого для еды медведя снимали шкуру, а голову и лапы оставляли целиком, клали в такую позу и приносили в жертву дары, пытаясь задобрить, и просили прощения у духа медведя). На фото - тактильная копия. Оригинал размером с детскую ладошку.

Нашивное украшение для одежды. Бронза. IV-III вв. до н.эры


Всадники верхом на ящере. Пермский звериный стиль. Раннее средневековье Приуралья.

топорик-секира


Беременная лосиха. Лось - второй повелитель тайги.

Как могли сохраниться так хорошо эти небольшие артефакты? Всё дело в климате - попав в слои вечной мерзлоты, сохраняется великолепно даже дерево, мех, холст. А ещё у племён существовали курганы-могильники и курганы-жертвенники. К жертвенниками приносили эти фигурки в подарок для духов, так же как и животных, и в этих курганах при раскопках находят огромное количество различных предметов-памятников культуры вперемешку с костями животных, принесённых в жертву. Вот ниже на фото два деревянных изделия, напоминающих по размеру маленькую детскую игрушку. Это V-III вв. до н.э. Они были завёрнуты в меховую шубу, и экскурсовод с трепетом рассказывала, как это осторожно раскапывалось, постепенно размораживалось.

наконечник нашейной гривны. 

деталь украшения конской узды.

Вот ещё интересные экспонаты - погребальные маски. Так как зимой захоронение в землю было практически невозможно из-за той же вечной мерзлоты, да и летом не всегда получалось, то уже тогда часто использовали кремацию, прах зашивали в тряпичную куклу, а вместо лица клали такую маску, или второй вариант - прах помещали внутрь подобной маски, выполненной в форме сосуда. Их изготавливали из глины или гипса. (V-VI вв. н.э.) И обратите внимание, первая более европейской внешности, вторая - явно азиатской, т.е. видимо они имели портретное сходство с покойным.

Гипс, ранний железный век, таштыкская культура, Южная Сибирь.

Маска погребальная (сосуд). IV в н.э. Глина.

Ещё уникальный (как сказала экскурсовод - её любимый) экспонат - идол-меч с изображением антропоморфной личины, найден в Иркутской области. Он недлинный, состоит из трёх отдельно отлитых из металла частей, которые ничем не скреплены, и имеет плоскую широкую рукоять, которая не поместится в руке, что и свидетельствует о том, что это не могло быть боевым оружием. Найден в единственном экземпляре, нигде больше не находили даже что-то похожее.


Черепок горшка датирован III-II тысячелетием до нашей эры! Неолит Нижнего Приамурья. Мне казалось, что тогда была одна задача - выжить самим, произвести на свет потомство и сохранить и выкормить его, а вот всё-таки стремление к красоте и чувство прекрасного заставляло изготовить не просто горшок, а украсить его рисунком и даже "закрасить" рисунок точками.


Вызывают восторг также экспонаты, которые в оригинале никогда невозможно было бы привезти в Москву, например. Это петроглифы, их изображения проецировались на каменные стены.



А ещё я пищала от объекта - искусственно воссозданный кусок скалы. Обратите внимание - правая часть показывает, как выглядели наскальные изображения в момент их появления, а левая часть фрагмента каменной скалы - уже после веков прикосновения рук человека и природных стихий, скала осыпается, рисунок сравнивается, становится едва заметным, постепенно уходя в небытие. Хороший поучительный наглядный экспонат как для детей, так, к сожалению, и для взрослых.


Ну и декор выставки поражает воображение - фантасмагоричный, напоминающий сны. 
Саблезубый лев или тигр, на котором появлялись полоски. Я сняла короткое видео:



 Хозяин леса, тайги, царь Сибири - медведь. С ним уже знакомая нам девушка - воплощение образа Сибири. Её лицо на этом изображении показалось мне двуликим - слева как будто более европеоидное, а справа точно монголоидной расы. Здесь она уже в головном уборе, похожем на шаманский, с головой и крыльями птицы. Над ними "кружит" большая стая сов (они подвешены к потолку и шевелились от малейшего движения воздуха, как и их тени). Ну чем не сцена из сновидений по впечатлениям от выставки?))) А если прислушаться к звуковому сопровождению всей выставки - шаманскому пению, звучанию варгана и бубна, то полностью окунаешься в мистику этой темы, о которой мы так мало знаем, которая для нас на грани сказки.



на высоченных столбах-ногах посреди зала стоит избушка - подобие нашего погреба для хранения провизии, так высоко, чтоб звери не могли забраться.

Между объектов основной экспозиции и в последнем отдельном зале были работы современных художников-неоархаиков, которые творят в техниках и стилях, говорящих о слиянии природы с человеком и переплетающимися с объектами прошлого. Самый представленный художник Даши Намдаков. Меня поразил рассказ экскурсовода, что он приходил в залы исторического музея, рассматривал артефакты, делал зарисовки и в итоге воспроизвёл одежды, доспехи, снаряжение воинов и лошадиную упряжь с достоверной исторической точностью.

Царская охота.

Человек-птица.


из камня - это Ворон.

 Работы разные, есть очень интересные, мне, например, понравились панно из корневищ кедра и других природных материалов, фоном для которых взяты шаманские бубны.


В заключение хочу сказать, что выставка необычная, ломающая все представления о музее со скучными и однообразными археологическими экспонатами. В которой рядом расположены предметы из 3-4 тысячелетия до нашей эры и современное искусство. Уже войдя в двери, для тебя словно открывается портал в другие миры, в другую, совершенно мистическую Вселенную. Рекомендую к посещению обязательно!!!

До 30 января 2023 года.


О выставке на сайте ГИМ.

Публичная программа в рамках выставки на сайте ГИМ (здесь кое-что можно посмотреть на You Tube(лекции по теме).

20 комментариев:

  1. Очень интересно,Наташа! Как теперь делают выставки- просто восторг и восхищение..спасибо, что провела нас по залам музея.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиля, спасибо за оценку, я рада, что это интересно. А технологии и правда восторгают.

      Удалить
  2. Да, мощная выставка. Лучше всего с экскурсией идти. Удивительные экспонаты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, очень мощная! Вот я бы сказала, что для людей с самыми разнообразными интересами будет полезно.Спасибо!

      Удалить
  3. Интересно.
    Не совсем точно название "Сны Сибири" для этой выставки, ведь представленные предметы миниатюрных бронзовых фигурок - это наш пермский звериный стиль, точнее было бы назвать выставку "Сны Сибири и Урала" :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, меня тоже удивило обилие экспонатов пермского звериного стиля (но далеко не все). И я даже задала этот вопрос экскурсоводу. На что она ответила весьма уклончиво. Что, во-первых, раньше Сибирью называли всё, что располагалось сразу за Уралом, во-вторых, культуры были похожими и перемешивались очень активно, в-третьих, генеральный спонсор выставки РЖД, и представлены объекты, находимые вдоль Транссиба (а это можно и от самой Москвы отмерять). В общем, прикрываем глаза и наслаждаемся тем, что представлено, и как это представлено. И получается действительно очень любопытно. Там и про скифов рассказывали, только про других, не тех, к которым мы привыкли с обилием золотого золота))) И про угорские племена, и про монголов, короче, все мы в одном мире живём))

      Удалить
  4. Наташа под впечатлением. Представляю твое состояние во время экскурсии. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, выставка очень достойна внимания, если вдруг будешь в Москве до конца января, сходи. Спасибо!

      Удалить
  5. Наташа, спасибо за рассказ о таком чуде и красоте:)
    Неожиданное оформление материала, но верю что все захватывающее и познавательное.

    ОтветитьУдалить
  6. Thank you for the wonderful post I was so curious to see that. Name is very intriguing. And you presented it nicely. I wish I could see this exhibition. I like that they were very creative on the presenting old findings a new modern way it was very unusual. I am not much into history however some subjects are very mystique.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлка, спасибо! Это очень интересно всем, потому что мы мало что знаем об этой культуре. И только предполагаем, как именно жили люди в такие давние времена.
      И действительно, устроители выставки применили множество новых технологий, чтобы молодому зрителю было интересно. Прекрасная подача материала.
      Я рада поделиться тем, что сама видела, узнала.

      Удалить
  7. Наташа, спасибо за рассказ о выставке и за фотоэкскурсию, необычно, впечатляет. С экскурсоводом, конечно, вдвойне интереснее!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо большое за интерес! Хороший экскурсовод всегда найдёт, чем удивить и как повернуть твой угол обзора))

      Удалить
  8. Какой интересный проект!

    ОтветитьУдалить
  9. Да,это здорово,Что можно трогать некоторые экспонаты,пусть и копии.Мне понравился твой рассказ.Ещё одна выставка в мою копилочку))

    ОтветитьУдалить
  10. Наташ, ну круто! Ну прям даже с экрана дух захватывает, я вообще всякие древности люблю, но тут они настолько неизученно-древние, настолько "незамусоленные"! И брови разные у этой Сибири :))))) Спасибо, шикарно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо! Выставка необыкновенная. Что-то переключает в голове.

      Удалить