Продолжаем гулять по усадьбе Измайлово. Выставка под названием "Открытое хранение. Печи и изразцы" гораздо больше, чем основная экспозиция музея-усадьбы Измайлово. Здесь представлена лучшая часть собрания изразцов XVII – начала XX вв., которая обычно скрыта в хранилище, и она восторгает.
Как известно, изразцы бывают архитектурные, то есть те, что украшают здания, и интерьерные - украшают помещения, в основном печи и камины.
XVII в.- период расцвета русского изразцового искусства. Архитектурный стиль этого времени часто называют «московским узорочьем»: яркие, многоцветные изразцы украсили церкви и колокольни Москвы, а также печи, которые являлись важной частью древнерусского интерьера. Его основоположниками стали мастера Игнат Максимов и Степан Иванов Полубес. Для выставки привезены уникальные керамические иконы: фигуры четырех Евангелистов из собора Данилова монастыря.
XVIIIв. представлен печными расписными изразцами, их производств в России было налажено по приказу Петра I. Сюжетные росписи на изразцах этого времени представляют различные стороны жизни русского общества.
В залах с сюжетными изразцами я зависла. Показательные картинки с мотивирующими или поучающими фразами, наверное, исполняли роль учебников по этике, морали и правды жизни.
Сюжеты на одной печи - все разные. Целая книга на одной стенке, лежи на печи да впитывай!
А вот если изразцы все одинаковые, то интересно рассматривать технику рисунка, можно предположить, где рисовал мастер, где другая рука, а где ученик.
В XIX веке в России произошло зарождение и расцвет фабричного керамического производства. Этот период представлен керамическими панно, выполненными на фабрике М.С. Кузнецова.
Отдельного внимания заслуживают камины, печи немецкого и финского производства, которые украшали московские особняки и доходные дома во второй половине XIX века.
Увидеть Ленина и Сталина было шоком. Что вы думаете о них? Я нахожу даже их фотографии пугающими.
ОтветитьУдалитьЭто наша история. Прошлое не изменить. Я отношусь к ним спокойно, было хорошее, было плохое. Как и в любые времена с любым правителем.
УдалитьА здесь - это лишь картинки, работа художника.
Yes interesting where did they plan to use portraits of leaders. Frame the ceramic??
ОтветитьУдалитьДа, это керамические изразцы из глины.
УдалитьМне вот сложно представить портреты вождей на обшивке камина, или на стене. Возможно, как сувениры, или просто фантазия художника, для коллекции)))
Спасибо, Юля!
Наташенька, мне очень понравился твой рассказ и фотографии с выставки изразцов в Измайлово.
ОтветитьУдалитьНаташа, спасибо!
УдалитьИзразцы могу рассматривать без устали. С первого фото появилось желание перерисовать.
ОтветитьУдалитьНа днях в сувенирном магазине зависла около изразцов.
Аля, ой, они такие красивые бывают! Хорошо, что исхитрились сохранить, хотя в музеях часто спрашиваю - говорят, копия с оригинала. Но пусть они хотя бы в музеях керамики сохраняются, изразцы эти.
УдалитьУ меня знакомые отделывали печь, и ездили в Хотьково, кажется, или куда-то там, там есть художественное училище, и можно недорого приобрести ученические работы.
Рисуй, дорогая, в удовольствие!
Такие поучительные изразцы с "цитатами" мы видели в дворце Юсуповых на Чистых прудах (он сейчас закрыт). Димка рассматривал с интересом)). Красивые печи какие!
ОтветитьУдалитьСаш, ну ведь прикольные! Я тоже минут 15 читала разные надписи)))
УдалитьУ печей на табличках было написано, откуда они, прям адрес московский, например, Цветной бульвар, дом**.
В модерне классные, правда?
Вау! Очень люблю изразцы, мне кажется, что они добавляют особого шарма в помещении. Помню, как впервые увидела дома, покрытые такой "плиткой" в Португалии, я прям оторваться не могла :))) Каждый дом фотографировала :)). А тут такая художественная древность! Спасибо, Наташ, с удовольствием порассматривала :))
ОтветитьУдалитьНаташа, спасибо! Да, изразцы - особый вид искусства. Печь с ними сразу преображает помещение. Да и внешний облик дома тоже.
УдалитьЛюблю изразцы.
ОтветитьУдалитьА тут ещё и с надписями,поучительно))Хорошо,что сохраняют историю!
Ира, спасибо! Да, я всегда радуюсь, когда предметы попадают в руки хранителей и реставраторов.
Удалить