Страницы

11 августа 2024

Коломенское. Дворец царя Алексея Михайловича.

Добра и мира всем добрым людям! 

   Обещала показать, как я была в Коломенском, во Дворце царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Коломенское я в этом году уже посещала, это было в мае месяце. И осматривала музеи в другом конце заповедника. А Дворец - очень объёмный объект, для него оставила отдельный день. История Дворца интересна. Предлагаю её вам в очень сокращённом варианте.

   Дворцы в Коломенском строили великие князья Иван III, Василий III и Иван IV. Все они были сожжены при татарских нашествиях и в Смуту. 

   Наивысшего расцвета Коломенское достигло при царе Алексее Михайловиче. По окончании войны с Речью Посполитой он велел построить на новом месте Государев двор с оградой и воротами, а внутри него грандиозный деревянный дворец с каменным домовым храмом. Дворец строился в 1666-1671 гг. Это было сооружение, состоявшее из 26 соединённых друг с другом теремов. Высота некоторых построек достигала 30 метров. Всего во дворце насчитывалось 270 комнат, освещённых тремя тысячами окон. Общая площадь здания без хозяйственных помещений составляла 10250 м². Художественное оформление было сделано по образцу Теремного дворца Московского Кремля.

   После переноса столицы в Санкт-Петербург Коломенское утратило статус царской резиденции. В 1762 г. по приказу Екатерины II архитекторы осмотрели дворец, сделали обмеры и чертежи. Сумму на перестройку признали слишком высокой, дворец было решено снести. Перед этим была создана модель, которая хранилась в Оружейной палате, но позднее была утеряна. 

    В 1770-е годы для Екатерины II в Коломенском построили новое четырёхэтажное здание. При этом использовались оставшиеся от прежнего разобранного дворца качественные строительные материалы. Новое строение пострадало в 1812 году и было разобрано.

   В 1825 г. для Александра I построили новый летний дворец в стиле ампир, на месте предыдущего и снова отчасти из его материалов. Новый дворец на 70% совпадал со старым. Александр I при жизни так и не увидел дворец. Его разобрали в 1878 г.. По приказу императора художник Д. А. Смирнов по чертежам и описям, сделанным во время существования и разбора дворца, выполнил его деревянную модель. В настоящее время она хранится в музее-заповеднике.

  При Николае I был разработан проект, но стройка так и не началась. В конце XIX в. исследователь древнерусского зодчества А. А. Потапов создал рисунки Коломенского дворца. На основе сохранившихся материалов в 1930-1950-е гг. художник Д.Сухов и исследователь И.В.Маковецкий попытались создать план достоверной реконструкции древнего Коломенского. Однако большинство работ было утрачено. В 1923 г. был основан музей деревянного зодчества под открытым небом «Коломенское». В 1929 г. начались археологические раскопки на территории, где раньше стоял дворец, были вскрыты остатки построек, нашли фрагменты строительного материала, бытовой керамики, изразцов. В конце 1990 гг. исследования продолжили и частично открыли белокаменные фундаменты дворцовых построек, уточняющие расположение царских хором.

Идея воссоздания дворца в музее-заповеднике возникла в 1990е годы и была поддержана правительством Москвы. Поскольку за прошедшее время на месте демонтированного дворца сформировался природный комплекс и выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг.   

   Реконструкция Коломенского дворца была проведена в 2008-2010 гг. благодаря сохранившимся планам и обмерам. Строение представляет собой макет постройки времён Алексея Михайловича в натуральную величину. Конструкция и пропорции здания решены в соответствии с чертежами, сделанными по указу Екатерины II. Критики восстановления сомневались в подлинности схем и называли их художественным вымыслом, но раскопки фундаментов, выполненные археологом Леонидом Беляевым, подтвердили полное совпадение с чертежами, созданными в 1767г. Отделка помещений и росписи выполнены по архивным материалам и близки к оригинальной стилистике. Общая площадь застройки составляет более 7 000 м². Исторические интерьеры воссозданы на общей площади 1,775 тыс. м² в 23 помещениях. Хоромы располагаются на пяти уровнях и объединяют пять строений. Новое здание не является полностью деревянным. Из железобетона выполнены несущие колонны и перекрытия, замаскированные досками, фасады сделаны из брёвен. Стены расписаны гравюрами, «травным письмом» со стилизованными изображениями животных и людей. В интерьеры включены многочисленные произведения искусства XVII-XVIII вв.: подлинные иконы, шпалеры и предметы быта. 


 Хоромы царя. 

Красное, или Парадное, крыльцо являлось главным входом в царский дворец и служило местом выхода государя к подданным. В убранстве использовалась государственная символика — двуглавый орёл, пары геральдических животных, скульптуры львов. Украшали интерьер кованые слюдяные фонари, двустворчатые наружные двери с росписью. В передних сенях гости ожидали приёма, а затем направлялись в одну из палат. Из них открывался вид на анфиладу парадных покоев: справа находилась Столовая палата, слева — Думная и Престольная. В оформлении использовались имитация камня и государственная символика. Над дверями, украшенными расписными полотнищами, находились иконы. В современной реконструкции размещены образы «Богоматерь Казанская» и «Спас на убрусе с ангелами»

Портрет царя Алексея Михайловича Тишайшего.

Красное или Парадное крыльцо.

Передние сени.


   Столовая палата - самое большое и торжественно оформленное помещение, в котором проходили важнейшие церемонии. В ней принимали иноземных гостей, отмечали церковные праздники. Украшала комнату печь со сложным орнаментом. Её современную реконструкцию провели на основе подлинных изразцов, найденных во время археологических раскопок.
   Сохранилось описание системы росписей Столовой палаты 1675 г.: "На потолке изображены небесные светила, блуждающие кометы и неподвижные звезды с астрономическою точностью. Каждое тело имело свою сферу, с надлежащим уклонением от эклиптики; расстояние двенадцати знаков небесных так точно размерены, что даже пути планет были означены золотыми тропиками и такими же кольорами равноденствия и повороты солнца к весне и осени, зиме и лету."
Столовая палата.



   Думная палата выполняла функцию приёмной. Стены были обиты красным сукном, вдоль них стояли лавки для бояр и стол для документов. В воссозданной комнате на столе расположено Уложение царя Алексея Михайловича, на стенах находятся современные списки икон: над троном - «Архангел Михаил», «Спас Эммануил», «Архангел Гавриил», над дверью в Престольную палату - «Преображение Господне».
Думная палата.

Интересный документ: гравюра "Русское посольство к императору Священной Римской империи Максимилиану II в Регенсбурге в 1576г."
 

   Престольная палата служила Тронной залой. Потолок и стены украшало «бытийное письмо» с изображением библейских царей Давида и Соломона. Современные росписи плафона иллюстрируют четыре сюжета из Ветхого и Нового Заветов: «Песнь песней Соломона», «Жертвоприношение царя Давида», «Царица Савская, дары приносящая», «Единение Христа с Церковью». В левом углу стоял трон, у которого находились четыре механические скульптуры львов. 

Престольная палата.




   В комнате Алексея Михайловича стояли лавки для сидения, шкафы для бумаг, писем и книг, кресло царя, стол для занятий. Образцами для современной росписи послужили работы французского живописца Шарля Лебрена и гравюры нидерландских художников. Стены кабинета обиты кожей с растительным орнаментом и золочением, выполненной по западноевропейским аналогам XVII века.

обратите внимание на очки!!! (лично я иногда не очень ориентируюсь во времени появления предметов)


обои на стенах из золочёной тиснёной кожи, прибиты реечками и обойными гвоздиками. 

резная мебель из Европы.

моленная комната царя.

спальня царя.






 Хоромы царицы и царевен.

Мария Ильинична Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича.

Престольная комната царицы.






Комната для рукоделия мне не понравилась, свет из окон жёлтый искажает всё вокруг, темновато.

моленная комната царицы.








Мыльня (баня). Находится между мужской и женской половиной. Спуск вниз по лестнице. Внутри печь с изразцами, лавки, стол с кушаньями, кровать для отдыха, и бочка для воды, выстеленная простынёй, на дне горячие камни. Неизвестно, насколько это достоверно, но прикольно и любопытно очень!)))



Ещё наверху был выход на балкончики. С них можно было сфотографировать крыши и виды. 





Понравилось, что есть экспонаты (современные копии), которые можно трогать руками. Это всегда интересно, особенно детям.



сувениры




один из внутренних дворов




Моё личное мнение (критиков и учёных не читала). 
Мне показалось слишком вычурно, слишком ярко внутри. Возможно, так оно и было, палаты-то царские. Но убранство показалось более поздним, может при Екатерине такое было. Очень много комнат, но очень мало из них являются выставочными, музейными (всего 23). Можно было поинтересней использовать остальные. Хотя там имеются и кружки для детей, и свой хор, театр, концертный зал, ресторан, загс, где можно расписаться и отыграть свадьбу, что-то ещё, но всё было закрыто. 
Но то, что отрыто для посещения стоит осмотреть. Экскурсии проводят экскурсоводы в исторических костюмах. Можно взять аудиогид.

Проезд: ст.м. Каширская.

18 комментариев:

  1. лично для меня этот дворец - просто прогуляться ) без исторической составляющей, ибо новодел - собран в наше время по чертежам. И да, ьты права, там все так бестолково (( и смотрительницы попадаются прям атас...никакого уважения к пришедшим людям, к счастью, не все. В общем, Дворец мы не любим ))) а вот в парке погулять - там хорошо...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо!
      Пишут везде, что примерно вид воссоздан. Мне было интересно устройство помещений, вот это скопление теремов, соединённых переходами. Исторически, вероятно, воссоздано правильно, раз столько чертежей и описаний. Но конечно, новодел. Но не настолько, как Измайловский. Сейчас вообще почти всё новодел получается, и предметы - копии или в лучшем случае аналоги.
      Смотрительницы мне тоже разные попались))) Одна прям сильно переживала, когда я, прихрамывая, поковыляла по лестнице вверх на балконы.)) подрывалась меня проводить.

      А я почему-то с детства не люблю этот парк. Неприязнь к нему какая-то, не понимаю, почему.

      Удалить
  2. Возьму себе на заметку посетить дворец, интересно посмотреть даже новодел)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо! Если будет возможность, ознакомиться неплохо. Просто воспринять как театр.

      Удалить
  3. Вот и мне яркость ненатуральная бросилась в глаза.
    А вообще впечатляет. Хотя больше напоминает переписывание истории) Смотришь снаружи, и ожидаешь внутри совсем не то, что видишь. Кажется, войдешь внутрь, а там экспонаты музея из фильма "Чародеи", ан нет)) И где скатерть-самобранка?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо.
      А в чём переписывание истории?
      И у меня не возникло разногласий с наружним и внутренним видом.
      Скатерть с посудой серебряной была, я просто не всё фотографировала. Были ученические комнаты царевичей, что-то в витринах было. Для меня это слишком много за раз, поэтому пропускала. Мне было интересней устройство помещений и отделка (стены, потолки).
      Вот тема туалета осталась нераскрытой.))

      Удалить
  4. Мое внимание привлекли окна , роспись и мебель. Оценку давать не буду . Наяву там не была. Наташенька , спасибо большое. Возможно росписи не были такими яркими из - за красок. Нравится смотреть видео художниц . Сейчас много видео с летних практик. Видео девушек по реставрации храма особо привлекло. Много труда приложено при подготовительных работах. Куча дощечек с выкрасками . Нужно подобрать цвета так , чтобы смотрелось близко к тому , что было.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, спасибо!
      Я так понимаю, что собрали всё что смогли, и в одно вложили)))
      Вообще на иконах и фресках в церквях краски после реставрации довольно яркие, были и тогда возможности, тем более у царей. Мне кажется, мы склонны преуменьшать возможности прошлого, но на самом деле всё тогда могли и умели, ведь производилось не в массовом порядке, а каждое изделие - эксклюзив.
      Над этим Дворцом, его восстановлением работало много учёных. Не думаю, что он прям фантазия из сказки. Тем более, что росписи совпадают и с Кремлёвскими.
      Меня больше всего в этот раз привлекли кожаные обои. До этого не встречала их, или не обращала внимания.
      А насмешило - роспись потолка в комнатах царицы - по углам мужчины, которые изображают времена года, так вот - почему все одеты, а Зима с голым торсом? русская традиция - шокировать купанием в Крещение?)))

      Удалить
  5. Мне интересно было посмотреть!
    Особенно зависла на резной мебели))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо!
      Наверное, если взять экскурсию, то расскажут много всего. Я только читала инфолистки в каждой комнате. Мебель резная в основном из Европы, вот в моленной комнате царицы - мебель русских мастеров, проще намного.

      Удалить
  6. Наташа, привет!
    Спасибо за экскурсию.
    Мы неделю назад из Питера вернулись, я так очень вдохновилась и теперь читаю книгу про династию Романовых. Так что мне прямо в тему эту все) И насколько отличается деревянный московский дворец от каменных питерских!
    По поводу яркости. Не спорю, что возможно современные новые материалы будут более яркими, чем возможно те, что были тогда на основе более натуральных красителей и материалов. Но если посмотреть по картинам, то убранство реально было "дорого-богато". Не зря же у нас до сих пор эти ассоциации с "богатством".
    В Питере тоже пусть все и более новое и каменное, но многое воссозданное (правда, по другой причине). Но к сожалению, законы физики и времени (в дополнение к тому, что люди сами разрушают) никто не отменял!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо!
      Вообще интересно это всё - такие дворцы, а их же много, они строились как загородные резиденции. Коломенское, Измайлово, Царицыно. В Питере тоже, всех не перечислю. То есть вроде как дачи получается. Я вот только думаю, что ж они с места на место ездили, перемещались... Я наверное, слишком ленива для этого, чтобы понять)))
      Согласна с тобой, что если рассматривать картины и читать описания того времени, то понятно, что было чрезмерно вычурно, дорохо-бохато. Это прям вшито в русской душе, наверное. Хорошо, что сейчас избавляемся от этого))))
      Да, время разрушает. Поэтому по большому счёту хорошо, что Дворец воссоздали, пусть немного не на том месте, пусть с вопросиками. Но детям есть что показать, рассказать, не на пальцах, а в натуре. А там были как раз детские экскурсии, и они рассуждали, почему кровать царя такая короткая, почему в основном лавки, а шкафов так мало, почему стены обиты сукном, почему окна небольшие, какие предметы преподавались царевичам и царевнам. Всё интересно, особенно, когда не в учебнике, а своими глазами.

      Удалить
  7. Спасибо за экскурсию, Наташа! Интересно очень. Я думаю, что даже новоделы нужны, чтобы понимали наши дети, как всё было раньше. Мы хоть читали, а они, многие, даже и не читают. Хоть увидят прошлое. Все очень красиво, конечно, там.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиля, спасибо! Красиво очень.
      Вот я тоже согласна, что детям нужно давать представление об истории наглядно, давать в глаза и руки, пощупать. Да, они сейчас вообще не читают, даже детские книжки.

      Удалить
  8. Хоромы! Наташа, спасибо за фото! Классная прогулка и экскурсия!

    ОтветитьУдалить
  9. Наташа, очень интересно! Возьму на заметку. Вдруг получится там побывать.

    ОтветитьУдалить