Страницы

10 апреля 2025

"Deus conservat omnia."

В самые последние дни марта мы побывали на экскурсии в Останкино, которое не TV, а усадьба Шереметева. Но сам усадебный дворец и дворцовый парк закрыты на реставрацию вот уже 12 лет. Нам стало интересно, когда это всё закончится и когда можно будет посмотреть обновлённую усадьбу. 
фото из сети

Обзорная экскурсия по выставке «Deus conservat omnia. История реставрации Останкинского дворца» мне попалась совершенно случайно на городском сайте (он, к слову, становится всё лучше, всё информативнее, билеты тут). Я думала, что нас поведут в недоремонтированные залы, но нет, экскурсия проходит в специально построенном павильоне в парке Останкино, который называется "Центр реставрации и хранения усадьбы Останкино". 
фото из сети


"Deus conservat omnia" - "Бог сохраняет всё" -  эта фраза на латинском языке красовалась на гербе рода Шереметевых, она же была тем или иным образом запечатлена в интерьерах или экстерьерах различных дворцов и усадеб этого графского рода. 
Усадьба Останкино при Шереметевых - это уникальный увеселительный дворец-театр, построенный в середине XVIII в. графом Николаем Петровичем для своего театра, развитием которого он увлекался, и где играла крепостная актриса, ставшая впоследствии его женой - Прасковья Ковалёва-Жемчугова.



Дворец построен из дерева, этот недолговечный материал тем не менее давал возможность легко достраивать, перестраивать и разбирать частично здание, чем и пользовались постоянно владельцы усадьбы. 
В экспозиции представлены фрагменты и рассказано, как реставраторы работают с деревом, что заменяют исключительно труху, если есть возможность сохранить изначальную древесину, они ставят "заплатки" на трухлявые места. Работа сложная, долгая. 



Нам рассказали и показали на образцах, что ещё тогда были придуманы и использовались ныне повсеместные "вентилируемые фасады".

Реставраторы максимально стараются не заменять детали новьём, даже оконные рамы различными методами возрождают к жизни, металлические части - петли, задвижки, ручки, не говоря уже о работе по сохранению и восстановлению паркета. 










Двери - отдельный обширный фронт работ. Очень богатый декор с использованием посеребрения и позолоты. Нюанс - серебро чернеет со временем, и тогда был найден метод сохранить дверному декору задуманный облик - детали были покрыты белым золотом.










копия из пластилина в натуральную величину




Деревянные колонны-обманки, задекорированные под мрамор и прочие камни с интересной текстурой.


Отдельная глава - лепнина, которой очень много в интерьерах. Экскурсовод нам посоветовала рассмотреть эти три панно поближе сейчас, потому что потом они будут красоваться под потолками дворца и не будут так доступны визуально.





Поскольку реставрационные работы велись регулярно с переменным успехом, мы должны быть благодарны архитекторам, которые время от времени снимали чертежи, рисунки, копии с имеющегося на тот момент декора. На выставке представлено огромное количество копий чертежей, которые и сегодня максимально помогают реставраторам восстановить облик этого уникального шедевра.







Текстиль и обои. По сохранившимся образцам находят старинные аналоги или заказывают новые ткани и обои, которые изготавливают по старинным технологиям и они являются очень точными копиями утерянных. Текстиля во дворце много, это и шторы, и мягкая мебель, и гобелены.












Забавная витрина - с найденными артефактами, спрятанными предыдущими реставраторами, записи, описания, планы, записки. Нам сказали, что нынешние реставраторы тоже заложат в какое-нибудь укромное местечко своё послание потомкам. По-моему отличная традиция привета в будущее. Только бы сохранился сам дверец. 




С нетерпением будем ждать открытия дворца для посещений, которое планируется к 2028 году.
Вообще хочу сказать спасибо работникам музея и огромному коллективу реставраторов. До этой экскурсии я не представляла всего масштаба и гигантского объёма работ по восстановлению таких памятников.


Также мы зашли в  церковь Троицы Живоначальной (вторая половина XVIIв), относящуюся к усадьбе. (дворец в лесах - справа)

фото из сети.

10 комментариев:

  1. Наташа, спасибо за красоту.
    Пришлось просмотреть свои фото с похода на Останкинскую башню, я там снимала сверху все подряд, по кругу. Посмотрела на дворец с высоты, интересно так..
    Уважение мастерам, дай Бог, чтобы таких людей было побольше!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, да, мастера молодцы! Вроде не знаешь, не вникаешь, и как будто так и надо, а когда проникнешься проделанной работой, то аж дух захватывает.
      Спасибо.

      Удалить
  2. Какая интересная у кого-то работа, сложная, кропотливая! И экскурсия прекрасная, спасибо)

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересная выставка!
    Большая работа проделана.
    Задумалась над тем,что даже ткани восстанавливают по старинным технологиям.Какое сохранение истории во всём!
    Подумала над тем,что я собираю старые игрушки,а ведь это тоже сохранение истории.Ведь их больше не выпускают .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, да, ты тоже причастна. И Юля, которая восстанавливает кукол.
      Я впечатлилась экскурсией. А про ткани и обои - вообще удивилась. Иногда смотришь, что обои вроде как старинные, а иногда кажется, что новые поклеили, ан нет.
      Спасибо.

      Удалить
  4. Наташа, спасибо!
    Очень интересно было почитать-порассматривать!

    улыбнули "секретики" следующим реставраторам :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо. Ага, на каждой экскурсии что-нибудь интересное узнаёшь))

      Удалить
  5. К реставраторам отношусь с уважением и восхищением. Видела сколько нужно сделать выкрасок при реставрации в храме, чтобы подобрать цвет. Спасибо, Наташа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, реставраторская работа очень сложная. Но и интересная, надо признать. Всегда если на выставках есть кусочек про реставрация, я обязательно вникаю, рассматриваю.

      Удалить