15 сентября 2019

Отпуск-2019. Часть 2. Четыре дня в Архызе.

Продолжу описание наших приключений на Северном Кавказе. Пост очень длинный, фото очень много. Извините, по-другому не получилось.

Итак, мы прибыли на чудесную турбазу "Горец" в центре села Архыз., и первый день посвятили просто знакомству и небольшому отдыху. Это небольшой посёлок, дома частные, многоквартирных мы там не наблюдали. Почти весь состоит из гостевых домов. Вдоль основной и единственной дороги располагаются преимущественно магазины, кафе.
ул. Ленина
Весь посёлок проезжается на машине за 3-4 минуты. В конце его находится заводик по розливу известной воды (я, кстати, так и не попробовала её))) Я у всех спрашивала, где берут воду? Пацаны, которые катали нас на лошадях, сказали, что насосом из реки))) но река Архыз немного удалена от завода, близ него текут совсем другие реки, в одну из которых Архыз и впадает. А вот пожилой карачаевец сказал, что вода из глубоченной скважины из-под земли, её фильтруют, обогащают и бутилируют. Не знаю, кто из них прав.
За посёлком дорога немного извивается между гор и рек, и через 8 км начинается куротно-горнолыжное продолжение села Архыз. Здесь комфортабельные многоэтажные отели и горнолыжные подъёмники, частных домов уже практически нет.
Когда мы катались на лошадях, то был слышен грохот, как будто идут активные строительные работы, позже мы узнали, что ещё дальше за посёлком, в горах идёт активное строительство дороги до Красной Поляны. Наверное, экономически, или как там ещё, это и хорошо, но я сильно расстроилась, конечно, с этой дорогой сюда придёт цивилизация и престиж, но и уйдёт некая самобытность, карачаевская  аутентичность заменится общей кавказскостью. Я этого не одобряю. Уже сейчас многие дети карачаевцев не умеют разговаривать на своём родном языке.

Расскажу о наших походах в этих местах.

На следующий же день после приезда мы, недолго думая и боясь упустить солнечную погоду, отправились в Софийское ущелье. Софийские водопады - один из самых эффектных и популярных здесь маршрутов в пешей доступности. Сначала нужно добраться до поляны Таулу, а там есть три варианта развития событий, каждый из которых подарит вам свою немалую порцию адреналина. Либо оставить машину и воспользоваться услугами местного внедорожного такси, что и делает основная масса приезжающих сюда. Либо дойти своими ножками, такие переходы предпринимают подготовленные физически туристические группы, иногда с палатками на несколько дней или одну ночь. Либо очень сильно рискнуть и доехать на своей машине, но только если она имеет достаточный дорожный просвет и, желательно, полный привод.
Что выбрали мы и как это было, смотрите в видео, которое с любовью собрал мой муж, там он очень подробно рассказывает (длительность ролика 15 минут), хотя, конечно, это мужской взгляд.

Я же добавлю, о том, что удивило меня, что вызвало эмоции и врезалось в память, что хочется повторить когда-либо снова.

На этом фото белые нити с гор - это наша цель первого похода - Софийские водопады. Дорога проходит по ущелью вдоль реки, через лесок, через курумники, потом по снежнику, снова курумники, несколько переходов через реки. В общем из этой точки мы шли часа два, а кажется вот, рукой подать, за кустиками. Сравните с фигурками людей. В горах теряются все нажитые навыки, такие как чувство времени, чувство расстояния вообще становится самым бесполезным, потому что 100 м по карте могут растянуться, например, в 600-800 м вверх по склону.

Плюшевые зелёные склоны гор обманчивы. Это совсем не ровный травяной газон, как это кажется издалека. Придя непосредственно туда, видишь вокруг бескрайние альпийские луга, которые поражают видовым разнообразием и яркими красками. В середине июля мы оказались по московским меркам в конце апреля-начале мая и одновременно в июне, на границах снега и травы цвели ветреницы, примулы, чуть ниже отцветали рододендроны. Крупные ромашки девясила конкурировали со свечками конского щавеля. Мелкие капли кровохлёбки контрастировали с крупными колокольчиками. Мой внутренний ботаник ликовал!
Игра свето-тени на склонах завораживает, картинка меняется каждую минуту. Только если по небу плывут облака, то по склонам гор разбегаются солнечные пятна..

Курумники. Меня с ними уже познакомила Лена в Красноярске на Столбах, её уроки по прохождению курумников я и припомнила. Именно для них были куплены специальные трекинговые ботинки для горных походов. Как мы радовались, что они у нас теперь есть! Это счастье какое-то, когда нога стоит твёрдо на любой поверхности, когда тебе всё равно, острые ли края камней или округлые булыжники, горизонтальная поверхность или сильный уклон,  песок или вода под ногами, снег или острая осока, ты движешься как бульдозер. Ещё вспомнили девушку-консультанта в Декатлоне, которая учила нас разной шнуровке при ходьбе вверх в гору либо вниз со склона. И с каким сочувствием и недоумением мы смотрели на "туристов" в балетках и даже сланцах, люди, вы вообще ГДЕ?

Вот они наши красавчики, очень оправдали себя! В другой обуви я бы не прошла и половины.

В одном месте мы увидели стадо мирно пасущихся рогато-копытных, я сразу поняла, что это не просто коровы, ну и мне обязательно нужно потрогать! Оказалось, это чьё-то стадо скрещенных с буйволами коров. Они паслись самостоятельно, хотя, возможно, пастух был, только они в этих местах предпочитают прятаться в тени деревьев или зарослях густой травы. Кстати, мы там видели в продаже шашлык из буйвола))

Нет, не рискнула погладить))) хотя и подошла довольно близко.

Реки, их очень много, все имеют своё название, абсолютно все стекают с горных склонов, сливаются в более крупные, набирают силу, бурлят. Кажется, а что там, узкая речка, вот и дно видно, да просто ручеек, кораблики пускать. Вода ледяная, чистейшая, как слеза, но стоит пойти дождю, как через несколько минут поток усиливается, становится мутным и просто бешеным, несётся, сметая всё на своём пути. Поэтому если ожидается ливень, то в горы идти опасно - можно не успеть вернуться, потому что  прозрачный мимимишный ручеек, который вы запросто перепрыгнули, превратился в беснующийся мутный поток, плюющийся пеной и фонтанами крупных брызг. Придётся сидеть и ждать пока основная масса воды схлынет. А ещё может быть сюрприз - над вами солнце, а над горой, с которой этот ручеек прибежал, льёт дождь. Мы застали такой момент, хорошо, что сразу это поняли по начинающей мутнеть воде, и вовремя перебрались на нужный нам берег реки.

Вот на другом берегу видны домики кафе, хычинных и прочих заведений.

Проходили мимо военного лагеря, в полевых условиях жили солдатики, мне напомнило пионерлагерное детство)))

После относительно комфортной тропы нас ждал более крутой подъём вверх по камням. Здесь уже приходилось часто останавливаться, чтобы передохнуть, восстановить дыхание и дать организму постепенно подстроиться под падающие давление и температуру.

Здесь самое доступное место, которое я видела, где можно пройти по снежнику в июле. Снежники и ледник - не одно и то же, ледник находится выше, он серого цвета, как камень, не тает веками, а снежник - это просто слежалый белый снег, который подтаивает в течение лета или смывается дождями, и наполняет своими водами ручьи, реки, водопады. Когда стоишь рядом, обдаёт холодом, казалось бы, вот в долине ты шёл по палящему солнцу, с мокрой спиной, спасал только ветерок, обдувая свежестью, или освежающая вода реки, но вот поднялся чуть выше, и сразу чувствуется холодное дыхание вершин, причём именно дыхание, потому что это не ровный холодок, а волнообразная смена температур. Каждый год в зависимости от погодных условий лета в горах остаётся снежников больше или меньше.

Граница снежника и курумника.

К краю снежника подходить опасно, особенно когда ты не знаешь, что там, потому что это может быть реально край, который может в любой момент подломиться и неизвестно, как далеко/глубоко придётся падать. Вот, например, здесь мы видим, как водопад, достигнув нижней своей точки, уходит под снежник, промывая в нём мощный коридор, и выходя с другой стороны, гораздо ниже.

В горах если идти всё время вверх по течению реки, то рано или поздно придёшь к водопаду. А водопад - это всегда неукротимая мощь стихии, это бешеная энергетика, от которой захватывает дух и пробирает до мурашек. И вот белые ниточки, которые мы видела на отвесном склоне горы Софии издалека, превратились в потоки воды, оглушающие своим шумом и орошающие тебя с головы до пят фейерверком мельчайших брызг, отлетающих от скал.

Радугу видите в дымке из водяной пыли?

На третий день мы решили немного отдохнуть, проехались по посёлку туда-сюда, сходили в местный ресторанчик, потом доехали до поляны Таулу и взяли лошадей, часок покатались. Были варианты проехаться к красивым местам, но муж сказал, что не выдержит в седле больше часа-полутора. Жаль, конечно, можно было доехать до озёр, например. Но мне очень понравилась и сама поляна, которая является там центром всего. Здесь тебе и сувениры, и местная еда, и быстрый перекус в виде чипсов можно купить, и воду. Здесь базируются лошади, которых там огромное множество, их можно брать напрокат вместе с сопровождающими, главное, найти хозяина. Тут же припаркованы все УАЗики, которые вас довезут хоть куда, были бы деньги.
А чуть дальше вдоль реки и вглубь леса находится множество палаточных лагерей разной степени комфортности, здесь очень много туристов разного уровня подготовки и опыта, разных национальностей, из совершенно разных мест нашей страны приехавших, и даже из соседних государств. Стоимость места для палатки здесь начинается от 100 руб за ночь с человека.

Здесь же в лесу около Таулу строится мечеть, удивительно, это место ведь вдали от населённых пунктов, но летом все эти люди, обслуживающие туризм, практически живут здесь, и они почти все мусульмане.
 Поразила нас переправа - деревянный мост, невероятно страшно было в первый раз по нему проезжать на машине, но вы это уже видели в видео про водопады. А по-другому никак.

А река Псыш очень холодная и красивая. В неё и впадает Архыз и другие реки, набравшие силу в ледниках. А Псыш в свою очередь несёт свои воды в самую полноводную реку этого региона - Большой Зеленчук, который позднее вольётся в одну из великих российских рек - Кубань. Вот такое генеалогическое древо из рек вырисовывается))).

На мелководье вода кажется беловатого цвета, очень быстро бежит по камушкам. А на глубине это мощный поток красивого бирюзового цвета. А как приятно окунуть в эту ледяную воду разгорячённые после длительного перехода ноги и почувствовать, как всё уходит, всё проходит, вся печаль уносится этим потоком куда подальше.

И вот настал третий день нашего пребывания в Архызе. Мы хотели ещё раз сходить в Софийское ущелье, но второй раз ехать на соей машине этот сложно-опасный путь не хотелось. Мы решили всё-таки взять УАЗик с водителем, но также найти себе попутчиков, чтобы поделить стоимость пополам. И такие люди нашлись, они были примерно нашего возраста, тоже не спортсмены, но люди, уже бывавшие в этих краях.
В продолжительной дискуссии мы решили, что раз Софийские водопады находятся по правую руку в ущелье, и там все уже бывали, то на этот раз мы пойдём по левую руку по хребту Чегет-Чаг и попробуем дойти до перевала Софийское седло, с которого открываются живописные горные виды и маячит на горизонте соседняя Абхазия.
Нас повёз пожилой кабардинец, в дороге мы его терзали вопросами, я ж безудержно любопытная, особенно до местного колориту))) Так я узнала про воду Архыз, про то, чьи это буйволы пасутся в долине, как добраться туда и сюда. А ещё про то, что местные жители летом почти все работают на туристический бизнес в той или иной сфере, а зимой работа есть не у всех, хотя вот, например, его сын зимой работает лыжным инструктором, а многие - на канатке по её обслуживанию. Сам же мужчина занимается своей фермой, за которой летом следят жена и внуки.
Вот мы приехали к подножию хребта, мужчина показал нам примерный путь, и мы договорились, во сколько мы вернёмся назад. Надо сказать, что люди они ответственные, им можно доверять, да и вообще все местные здесь очень доброжелательные и гостеприимные люди. Отпустив вас в горы, они будут ждать вашего возвращения, можно быть уверенными. Сотовая связь в горах не ловит, поэтому если с вами что-то случится и вы не вернётесь, именно этот человек будет бить тревогу и вас будут искать МЧСники.
Наш поход начался. Мы взбирались по склону, шли вдоль. А потом потеряли тропу. Попробовали найти путь, разведывали туда и сюда. Было жалко до слёз, по самому гребешку хребта, по самой вершине шли люди, а мы не могли туда выбраться, потому что трава была по пояс, а склон стал слишком крутым, ноги соскальзывали. Ну, что ж, хотя бы половина пути была пройдена, а нам урок - не сходи с протоптанной тропы, не пытайся казаться умнее других))). Мы решили спускаться вниз и пробовать пройти низом. Но наши ожидания не оправдались, до Седла мы так и не дошли, зато увидели Софийские водопады с противоположного склона, довелось кататься по снежнику на попе, переходить реку вброд, любоваться альпийскими цветами. Было очень классно! Фото не буду повторять. Но вот маленькое видео (5 минут) как завершающий аккорд по Архызу.
Переночевав последнюю ночь в "Горце", мы покинули Архыз. Если честно, уезжать не хотелось. Это место очень глубоко вошло в моё сердце, оно снится мне до сих пор. И я не теряю надежду посетить снова именно эти горы! И досмотреть неохваченные красоты и чудеса природы. А ещё очень хочу провести ночь в горах с палаткой... и проводить закат... и встретить рассвет в горах...  может быть... когда-нибудь... Вселенная, ты слышишь, это запрос!..
Архыз - моя любовь!

1. Наташа, в этом году ты круче всех и незабываемо провела отпуск! Я даже чуток тебе завидую) Моим коленочкам такое уже не по плечу( В следующий раз гуляй по горам и за меня)))

1. Света, не знаю, как насчёт всех, но лично у меня несколько последних отпусков у меня просто незабываемые! Всё дело в том, чтобы хорошо понимать, чего ты хочешь, и не жалеть время на продумывание. А на месте видно будет, что из этого можно воплотить, что испробовать.
      А коленки и прочие сочленения и у меня болят, но охота пуще неволи, мазюкаю и иду.

2. О, какое путешествие! Наташ, вы с мужем отличная пара. Как хорошо иметь такого партнера, который с тобой на одной волне и с ним можно воплощать все свои мечты.
    Как же там красиво! Но реки, вода, это просто мечта! Прекрасно.Гуляю вместе с вами!)) Спасибо!

1. Саша, почему-то когда писала пост, всё время о тебе думала)))
      А партнёр - это не сразу, к этому ведут годы, вечера обсуждений, опыт, порою не очень удачный, вытягивание своего очень старого опыта и чужой на ютубе))) Это оно не само так.
      Красиво - да, вода там потрясающая. И мощь гор. Да там всё такое другое, и потому заманчивое, надо просто видеть.

3. Наташ, присоединяюсь к Саше, правда, хорошо, когда рядом такой человек, который с тобой разделит все твои увлечения! Сколько же в России красивых мест!

4. Господи, Наташа! Это какая же красота! Уже несколько раз все фотографии просмотрела и одна только мысль в голове крутится:" Хочу туда!" Желательно на год)) Коров таких скрещённых видели в Болгарии. Как, впрочем, и снег в последний раз тоже.

1. Лена, и я хочу, как только вспомню, так сразу и хочу. Но Лена права, у нас столько красивых мест, даже не знаю, какое выбрать следующим.)))

5. Наташа, "лучше гор могут быть только горы, на которых ещее не бывал. Правильно спланированное путешестаие- половина успешного отдыха. Вы молодцы с Вадимом! Очень красивый рассказ и фото. Хочется туда, в горы.

1. Лиля, да, горы манят. Я, кстати, сама совсем недавно их распробовала, а раньше боялась что ли, и не рвалась совсем.
      Спасибо!

6. Наташа, какие вы молодцы, рада за твоего внутреннего ботаника))), путешественника, скалолаза и первооткрывателя, но и во второй и третий раз будет не менее впечатляюще, спасибо за экскурсию.

7. Удивительное путешествие. Видео- полный восторг! Мужу респект.
    Я бы точно не рискнула: с горами на ВЫ. Да и малейший подъем дается тяжко. Потому многие красоты нашего Краснодарского края до сих пор не видела.
    А вот Альпийские луга видела... в Альпах. Но нас туда на автобусе возили. Удивили тогда тамошние знаменитые альпийские бурёнки. Они не паслись, как наши, а сплошняком лежали и жевали)))
    Не сильна в марках машин. Как называется ваш вездеход?)))

1. Галя, спасибо большое, я обязательно ему передам, он будет рад. Ты живёшь в Краснодарком крае? Оооо, у вас столько всего интересного!!!! Надо обязательно находить время и путешествовать в новые места.
      Машинка наша - Nissan Qashqai, очень оправдал себя в горах и на Шаумянском перевале)))

2. Да я вроде только этим и занимаюсь (в свободное от работы время) 😁. Но в горы редко... Боюсь.
      Шаумянский муж стороной обходит. Особенно пока там обрывы, оползни и пылища. Говорят, что в связи с жуткими пробками сезонными вроде хотят его окультурить. Будем ждать.

8. Вот это я удачно зашла с утра чаю попить))))
    Спасибо большое за экскурсию. С огромным удовольствием!!!

9. Наташа, невероятно красиво! Кое-что из растений (девясил, бадан) перекликается с Кузнецким Алатау, где мы побывали в этом году. А реки похожи на те, что мы видели в Сочи. Но горы невероятной красоты - они не похожи ни на что. И курумник такой особенной в Архызе. Думаю, мне бы там очень понравилось!

10. Наташ, столько простора! Столько силы, энергии! Прямо подзарядилась с утра от твоих фотографий, видео, слов! Спасибо! Мы всегда в удобной обуви :)), но я б в горы не полезла... мне хватило "горных стран и городов". В путешествии я часто спрашивала себя: почему никто не пишет, что для осмотра этого города нужна хорошая физическая подготовка?! :)))) И эти сто метров по карте с легкостью превращаются в час пути :))). Спасибо за такую роскошную прогулку :))

11. Отпуск в облаках! И в водопадах! Здорово!
    Завидую,Наташа!:) и хочу в горы!:)

12. Восхитительное путешествие, огромное спасибо, что поделилась!!!Мечта!