15 октября 2024

Один день в Плёсе.

Левитан. Золотая осень.

Поездка в Плёс у нас была в планах очень давно. И мы хотели попасть в это место непременно в пору "золотой" осени. Но путь от Москвы до Плёса занимает не менее 6 часов (400 км), а осенью темнеет рано, поэтому выходило, что на дорогу туда-обратно нужно закладывать два дня. А трёх выходных осенью у нас нет, только в ноябре, когда уже очень холодно и мрачно. А в этом году случился маленький отпуск и, благодаря погоде, совпал с "золотой" осенью. И мы решили - Плёсу быть! Поездка заняла 4 дня, два из которых в дороге, и два на осмотр достопримечательностей. Поскольку в самом Плёсе жить почти нереально, цены зашкаливают, мы решили поселиться в Костроме, а в Плёс съездить из Костромы на один день, благо всего 60-75 км в зависимости от того, какой путь выбрать. Мы выбрали дорогу, которая включает в себя переправу на пароме, а обратно по обычной дороге.

И вот мы на берегу Волги в районе Красного-на-Волге ждём паром, который отправляется с противоположного берега. И любуемся берегами. И рекой. Жаль, погода не захотела нас побаловать, суровый ветер пробирал до костей, и мы ни разу не пожалели, что утеплились основательно.

Мы в четвёртый раз переправляемся на пароме через реку, два из них - вместе с машинкой. Честно говоря, мне всегда немного волнительно))

И вот мы доехали до Плёса. Въезд в город не разрешён, поэтому оставляем машину у шлагбаума на территории местного рынка, и дальше пешком.
Плёс расположен на высоком берегу, настолько высоком, что самые посещаемые места - гора Соборная и гора Левитана (а ещё в городе есть даже горнолыжка). Дома малоэтажные, в основном частные, какие-то сохранились или восстановлены, а какие-то перестроены или построены заново.
   Первым делом мы отправились на Соборную гору. Здесь два основных объекта - Успенский собор, который был закрыт на ремонт, и краеведческий музей. И несколько смотровых площадок, с которых открываются потрясающие живописные виды.

В краеведческом музее была заявлена выставка работ Левитана из коллекции Русского музея. Мы соблазнились посмотреть, но оказалось, что выставка - всего лишь одна комната, в которой в стеклянных витринах располагалось около двух десятков картин и этюдов. Внимание по-настоящему привлекла всего одна картина - "Тропинка в лесу. Папоротники".

Выйдя из музея, мы отправились смотреть "натуру". Вид с горы напоминает какой-то игрушечный городок - домики с разноцветными крышами ютятся на склоне горы, перемежаются осенними деревьями, и среди них выделяются своей устремлённостью в небо колокольни и купола храмов.

Вид на Волгу вселяет какое-то умиротворение, огромная вода, великая река, видавшая разное на своём долготысячелетнем и многокилометровом пути... (а вы помните, что длина Волги около 3500 км?)))

Ну что ж, по вымощенной камнями тропе спускаемся вниз на набережную. Очень атмосферно и в гармонии с природой. Позже на выставке из архивов в музее Левитана мы увидели именно эту тропу на старом фото, и именно она стала самым ярким впечатлением от поездки у моего мужа (он видел своими глазами и пощупал своими ногами то, что видел и где ходил Левитан )))

По ходу нашей прогулки много домов, сохранивших исторический облик, почти на каждом доме памятная табличка о краткой истории, исторических хозяевах и архитектурной ценности дома.

Понравился памятник Шаляпину, очень классный, характерный, я люблю такие больше, чем классические. За его спиной композиция "Оля и Гудок".

Река Шохонка впадает в Волгу и отделяет две горы друг от друга, образуя живописные склоны. Никогда до этого я не видела так красиво пожелтевшие камыши.

Прогулялись до дома-музея художника Исаака Ильича Левитана. Он здесь снимал комнату в мезонине на лето.

"Местные домовладельцы сдавали приезжим свои дома. Именно в эту пору "дачного" Плеса, тихого заштатного городка, приехал сюда вместе с друзьями московский художник-пейзажист И.И. Левитан. Его спутница, художница С.П. Кувшинникова, вспоминала позднее: "И вот весной 1888 года снова втроем мы поехали в Рязань, сели на пароход и пустились вниз по Оке. Попробовали остановиться в селе Чулкове, но долго там не ужились. <> Наконец добрались до Плеса. Он сразу нас обворожил, и мы решили остановиться. Привлекла нас больше всего та маленькая древняя церквушка, которую потом не раз принимались писать и другие художники, да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим". В Плесе художники прожили лето 1888-ого и два следующих лета. Жили почти по полугоду, с весны до поздней осени, возвращались в Москву последним октябрьским пароходом."

уголок в предметами, которые окружали Левитана и людей того времени.

Картин самого Левитана в музее немного.
Левитан. Крымский пейзаж.

Левитан. Овраг с забором.

Левитан. Закат на Волге.

Левитан. Волга.

На втором этаже этого дома как раз располагаются две съёмные комнаты, в которых жили Левитан и его спутница-коллега Кувшинникова, скромные, совмещённые спальни с гостиной и мастерскими художников.

От музея Левитана поднимаемся на вторую гору - гору Левитана. Дорога вначале каменистая, выше переходящая в крутую деревянную лестницу.

И на горе, кроме живописных видов напротив горы Соборной и Волги, находится  храм, который очень похож на тот, что так привлёк внимание художников остановиться именно в этом месте, и который Левитан изобразил на своей картине "Тихая обитель".
    Эта Воскресенская церковь (1699 г.), полностью деревянная, даже иконы внутри резные, но мы это не увидели, т.к. висел замок на двери. Зато я побродила по Петропавловскому погосту, поразглядывала деревянные кресты на старинных могилах, самые старые из которых датируются XVIв..

Левитан. Над вечным покоем.

Левитан. Вечер. Золотой Плёс.

Палитра в росписями художников. Необычно.

После этого мы решили ознакомиться с единственным в России Музеем пейзажа. Но про него я сделаю отдельный пост.

Ну и пообедали ставшими уже знаменитыми Плёсскими углами - это такие открытые пирожки, которые похожи на примятый кулёк из теста с вкусной начинкой, мы взяли с копчёным лещом, минтаем и курицей, а вместо кофе - горячая уха.

Уже смеркалось, и мы отправились обратно в Кострому. Там нас ждала тёплая уютная съёмная квартирка и горячий ужин.

Плёс очень небольшой городок, похожий на дачный посёлок. Он не для образования и кругозора. Он для любования - просто бродить, релаксировать в тишине и красоте. Здесь всё заточено под туристов, и этим немного портит атмосферу. Но мы очень рады, что ещё одна наша мечта осуществилась!

1. Наташа, как хорошо, что вы утеплились основательно. Ведь у природы нет плохой погоды, есть одетые не по погоде. Отличная поездка у вас с мужем состоялась. Молодцы!
    Плёс - это же рай для художников. Вы тоже "натуру" посмотрели, приобщились к живописи, можно сказать.
    Стакан ухи, ха-ха-ха, смешно))

1. Наташа, спасибо большое! Да, утеплились мы основательно, по две куртки взяли, по две пары обуви на разную погоду - на машине можно сколько хочешь вещей нагружать. В Костроме оказалось холоднее, чем в Москве почти на 8 градусов. Зато отопление уже было!
      Я очень здорово вдохновилась, рисовать, наверное, не начну, но пока под впечатлением хожу. И так мне красиво всё вокруг!

2. Наташа,рада за вас! Смотрю на фотографии и все места узнаваемы)
    На пароме я бы не рискнула переправляться,мы из Костромы по ближнему берегу приезжаем.А в этом году через Иваново здили и от Владимира по платке.

3. Как здорово читать такие посты, узнавать, кто что увидел по новому в одних и тех же местах! Это я провожу параллели с путешествиями Ирины:)
    Наташа, спасибо за рассказ!
    Очень красиво!

4. Какой исторический город! Памятник Шаляпину! Музей Левитана! Переплава на пароме! Как все необычно! Здорово!

5. Какой исторический город! Памятник Шаляпину! Музей Левитана! Переплава на пароме! Как все необычно! Здорово!

6. Наташа, вот ещё одно интересное место в копилку впечатлений. Фото надо рассматривать на компьютере- так красиво. А если бы ещё солнышко, то райские пейзажи были бы. Молодцы вы!
    Я не рискнула свернуть с дороги и поехать в Плес. Но он у меня в планах, ты же знаешь.

7. Замечательная поездка! Молодцы!