На неделе я в очередной раз побывала в знакомом музее, какие они молодцы, постоянно обновляют тематические выставки.
Музей Тропинина организовал выставку, посвящённую 225-летию А.С.Пушкина (до 22 декабря). Главная тема выставки - создание лучшего прижизненного портрета Пушкина кисти В.А.Тропинина. Это самое известное нам изображение Пушкина, которое знакомо каждому.
И это всё очень интересно, но оригинал картины хранится в Санкт-Петербурге в музее А.С.Пушкина, и они никогда и никому не дают его, ни на одну выставку, даже в столицу, портрет абсолютно невыездной, настолько он дорог музею. Поэтому самого портрета на выставке не было, но был карандашный эскиз этого портрета руки Тропинина, и маленького размера живописный этюд, повторяющий портрет (с тетрадный лист примерно).Автопортрет Тропинина как раз примерно того времени, когда был написан портрет Пушкина.
История такая. Пушкин позировал Тропинину в его московской мастерской в январе-феврале 1827 года. Поэт был изображён в лёгкой свободной манере, в халате, накинутом на белую блузу, с небрежно повязанным шейным платком. Здесь халат поэта - не просто домашняя одежда, а скорее символ свободы, и противопоставлялся чиновничьей ливрее и военному мундиру.
"Халатный" портрет Пушкина в исполнении Тропинина положил начало серии подобных образов в его творчестве и ввёл моду на такой портрет. А вот и пример - портрет В.А. Раевского (1846).
Вот С.А.Соболевский, друг Пушкина, который и получил в подарок от поэта его портрет работы Тропинина, и которым он очень дорожил. Но позднее, уезжая в путешествие по Европе, он попросил художницу Елагину написать уменьшенную копию, которую взял с собой, а оригинал оставил ей на хранение. Вернувшись из путешествия, он обнаружил вместо подлинного портрета подделку, а сам портрет на долгие годы был утерян.
Соболевский. Автор неизвестен. |
Также на выставке представлены портреты людей, связанных с Пушкиным, или имеющих отношение к его портрету. Так например, М.А.Оболенский, изображённый ребёнком. В 1850-х гг. он приобрёл портрет Пушкина, считавшийся утерянным, в одной из меняльных лавок Москвы. Он узнал руку художника, который когда-то был крепостным художником его дяди. Подпорченное и загрязнённое полотно Тропинин признал, но отказался подновлять живопись, говоря, что "не может коснуться кистью того, что было написано в молодые годы, в присутствии самого Пушкина, под живым впечатлением от встреч и бесед с ним". Он только подчистил портрет и покрыл его лаком.
Оболенский. Автор Тропинин. |
Эта информация представлена в первом зале выставки, как и одна из самых известных работ - "Кружевница", благодаря которой Тропинин снискал славу самого известного московского портретиста, избавился от крепостной зависимости, и стал академиком живописи. "Кружевниц" существует несколько вариантов.
Во втором зале выставлены копии рукописей Пушкина. Это "Борис Годунов". Его же транслировали в исполнении артистов Малого театра в записи 1950г. Но! Я такое видела впервые! Это ручные копии. Т.е. в 1999г. на листах архивной бумаги специальные художники (Ю.В.Клопов и Т.В.Алексеева) воспроизвели орешковыми чернилами копии листов рукописей. Это невероятно! Трудно поверить, что это не ксерокопии.
Начальная страница чистовой рукописи с заглавием (копия). |
Черновая страница (копия). |
Страница, выполненная писарем (копия). |
Последняя страница с датой окончания (копия). |
Портреты людей так или иначе принявших участие в судьбе Пушкина.
Зинаида Александровна Волконская, это в её музыкально-литературном салоне на Тверской, 14 собиралась московская знать, где завсегдатаем был и Пушкин. Это её сестре он посвятит стихи "Во глубине сибирских руд...", когда декабристы отправятся в ссылку.
П.В.Нащокин, близкий друг Пушкина, в его фраке поэт венчался, считая его счастливым, в нём же был и похоронен.Д.В.Веневитинов, поэт, друг и дальний родственник Пушкина.
П.А.Вяземский, близкий друг Пушкина, находился с ним все последние дни его жизни, он же положил ему в гроб одну свою перчатку в знак будущей встречи.
В.Ф.Одоевский, именно он написал некролог, ставший известным всей России "Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща... Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава!.."
Лев Сергеевич Пушкин, брат поэта.
Н.Б.Юсупов, в саду при его дворце няня гуляла с маленьким Пушкиным, а взрослым, поэт посещал князя в Архангельском. Ему же он посвятил послание "К вельможе".
А.И.Воронцов, был женат на двоюродной бабушке поэта, в 1799г. стал крёстным отцом Пушкина.
В музее ещё одна выставка - "Память о счастье" (до 23 марта). Семейная тема. Картины из собрания музея и частных коллекций. Здесь очень интересно было ознакомиться с аллегориями и значениями картин.
Парные портреты Ольги Павловны и Николая Павловича Кривцовых в детстве (1842). Помним, что мальчиков и девочек до определённого возраста одевали в платья. Но у детей разного цвета пояса, голубой цвет в императорской России ассоциировался с девочками, потому что напоминали цвет одежд Богородицы, а красный напоминал цвет мундиров, поэтому предназначался мальчикам. В руках мальчика яблоко - библейский плод древа познания добра и зла, яблоко не тронуто, что говорит об ангельской невинности ребёнка. Цветы в руках брата и сестры тоже несут определённые значения.
Посмертный портрет ребёнка (1750). Это достаточно редкий вариант посмертного портрета, здесь много символов. Рука, как бы забирающая младенца на небеса, оторванный от куста цветок увядающей розы и кипарисы (скорбь и траур) на заднем плане, вьюнок - смирение, собака - верность. Цветок синего гиацинта в руке ребёнка означает постоянство, что в контексте картины символизирует необратимость смерти.
Посмертный портрет ребёнка (1750). Это достаточно редкий вариант посмертного портрета, здесь много символов. Рука, как бы забирающая младенца на небеса, оторванный от куста цветок увядающей розы и кипарисы (скорбь и траур) на заднем плане, вьюнок - смирение, собака - верность. Цветок синего гиацинта в руке ребёнка означает постоянство, что в контексте картины символизирует необратимость смерти.
В XVIIIв. ребёнок воспринимался как "недочеловек", или маленький взрослый, который обязан вырасти, чтобы быть достойным внимания. Высокая смертность в раннем возрасте провоцировала отношение к детям как к "возобновляемому ресурсу". Внимания удостаивались наследники престолов и аристократии. Именно поэтому примечателен портрет, написанный в память о кончине младенца.
Портрет неизвестного с дочерью (после 1801). На обелиске с портретом умершей супруги и матери надпись "Невозвратимая утрата случилась 27 апреля 1801 года". В XVIII-XIXвв. была весьма печальная статистика выживаемости в родах. Замужество было серьёзным риском для женщины. Скорее всего женщина умерла при родах.
Портрет принцесс Марии Фредерики и Софии Фредерики Вюртенбергских (1820). Необычная иконография портрета сестёр скорее всего связана с безвременной кончиной их матери, девочки представлены как два небесных ангела, которые в своей детской невинности незримо связаны со своей покойной матерью.
Портрет Михаила Семёновича Воронцова в детстве (1790).
Портрет неизвестной с ребёнком (1840-е). Мода на портретирование матери с ребёнком пошла от Марии Антуанетты в XVIIIв. Женский пол очень долго не воспринимался как полноценный, но идеология просвещения способствовала началу женской эмансипации. Роль матери, ответственной не только за рождение, но и воспитание и образование детей, повышает её статус. Николаевская эпоха возвысила и поэтизировала женщину, социальная значимость женского пола признаётся государством.
Девочка с собачкой (Дарья Михайловна, внучка генерала Римского-Корсакова) (1831).
Портрет мальчика с собакой на фоне Красных ворот в Москве (Красные ворота не сохранились, но благодаря картинам, мы можем видеть, как они выглядели)
Портрет матери с сыном (1847). Не могу пройти мимо живописных кружев))
Портрет императрицы Марии Луизы. Потрясающая техника фона - бумага, шёлк, акватинта, вырубка, вырезание - просто нереальное кружево)
Дети на берегу Волги с видом Казани. Можно поближе рассмотреть Казань.
Портрет сестёр (сер. XIXв). Композиция полотна - воплощение любви и тепла между сёстрами. Однако несколько деталей здесь сообщают, что эта идеальная близость не продлится вечно. Ветви апельсинового дерева с только что начинающими распускаться бутонами - знак того, что героини - будущие невесты. Девочка в красном платье держит веточку с едва распустившимися цветками апельсина - скорее всего художник отметил так старшую сестру, которой предстоит первой выпорхнуть из родительского гнезда. Пейзаж картины делится рекой, это разделение самих сестёр между собой, либо их неизбежной отделение от родителей В портрете чувствуется родительская тревога, грустно-лирическое звучание этого двойного портрета наглядно показывает отношение к замужеству как несколько печальной теме в жизни женщины.
Удивительные каминные часы - как подробно изображена женщина-мать, младенец на руках, колыбелька, второй малыш, она должна их выкормить и вырастить. А на панели нижнего постамента изображён отец, который занимается уже образованием и профессиональным обучением более старших детей.
А это тоже поразительно тонко выполненная скульптурная накаминная группа - маленький Наполеон учится верховой езде.
И выставка одного зала - "Незаметное искусство" о реставрационных работах. Очень интересно, но мало. Показано в фотографиях и на образцах как восстанавливают гипсовые элементы декора на рамах и порезы и повреждения на полотнах картин.
И, конечно, не могла не заглянуть в зал, где представлены работы самого Тропинина из основных фондов музея.
Портрет неизвестного с дочерью (после 1801). На обелиске с портретом умершей супруги и матери надпись "Невозвратимая утрата случилась 27 апреля 1801 года". В XVIII-XIXвв. была весьма печальная статистика выживаемости в родах. Замужество было серьёзным риском для женщины. Скорее всего женщина умерла при родах.
Портрет принцесс Марии Фредерики и Софии Фредерики Вюртенбергских (1820). Необычная иконография портрета сестёр скорее всего связана с безвременной кончиной их матери, девочки представлены как два небесных ангела, которые в своей детской невинности незримо связаны со своей покойной матерью.
Портрет Михаила Семёновича Воронцова в детстве (1790).
Портрет неизвестной с ребёнком (1840-е). Мода на портретирование матери с ребёнком пошла от Марии Антуанетты в XVIIIв. Женский пол очень долго не воспринимался как полноценный, но идеология просвещения способствовала началу женской эмансипации. Роль матери, ответственной не только за рождение, но и воспитание и образование детей, повышает её статус. Николаевская эпоха возвысила и поэтизировала женщину, социальная значимость женского пола признаётся государством.
Девочка с собачкой (Дарья Михайловна, внучка генерала Римского-Корсакова) (1831).
Портрет мальчика с собакой на фоне Красных ворот в Москве (Красные ворота не сохранились, но благодаря картинам, мы можем видеть, как они выглядели)
Портрет матери с сыном (1847). Не могу пройти мимо живописных кружев))
Портрет императрицы Марии Луизы. Потрясающая техника фона - бумага, шёлк, акватинта, вырубка, вырезание - просто нереальное кружево)
Дети на берегу Волги с видом Казани. Можно поближе рассмотреть Казань.
Портрет сестёр (сер. XIXв). Композиция полотна - воплощение любви и тепла между сёстрами. Однако несколько деталей здесь сообщают, что эта идеальная близость не продлится вечно. Ветви апельсинового дерева с только что начинающими распускаться бутонами - знак того, что героини - будущие невесты. Девочка в красном платье держит веточку с едва распустившимися цветками апельсина - скорее всего художник отметил так старшую сестру, которой предстоит первой выпорхнуть из родительского гнезда. Пейзаж картины делится рекой, это разделение самих сестёр между собой, либо их неизбежной отделение от родителей В портрете чувствуется родительская тревога, грустно-лирическое звучание этого двойного портрета наглядно показывает отношение к замужеству как несколько печальной теме в жизни женщины.
Удивительные каминные часы - как подробно изображена женщина-мать, младенец на руках, колыбелька, второй малыш, она должна их выкормить и вырастить. А на панели нижнего постамента изображён отец, который занимается уже образованием и профессиональным обучением более старших детей.
А это тоже поразительно тонко выполненная скульптурная накаминная группа - маленький Наполеон учится верховой езде.
И выставка одного зала - "Незаметное искусство" о реставрационных работах. Очень интересно, но мало. Показано в фотографиях и на образцах как восстанавливают гипсовые элементы декора на рамах и порезы и повреждения на полотнах картин.
И, конечно, не могла не заглянуть в зал, где представлены работы самого Тропинина из основных фондов музея.
Самый известный его автопортрет на фоне Кремля
Какие замечательные портреты! Мне очень понравились портреты детей! Жаль, что дети и их матери часто умирали.
ОтветитьУдалитьНаташа,для меня всё новое!)
ОтветитьУдалитьПоражаюсь,удивляюсь,любуюсь.
Опять прорисовка кружев и вот эта прозрачность ткани,ну как так можно?!
Удивилась цветовому распределению,ведь в наше время чётко противоположно,мальчики в синем,девочки в красном.А ведь логичнее было бы как тогда определили.
В общем всё интересно!
Ира, я вообще столько всего нового узнала на этих выставках! Очень интересно.
УдалитьНаташа, для меня много нового! Рассматривать и рассматривать хочется эти лица. Символизм картин очень интересен. Столько ты информации собрала!
ОтветитьУдалитьЛиля, я в этот раз сама ходила от таблички к табличке и удивлялась.
Удалить