23 июня 2021

Северный Речной вокзал и парк Дружбы.

Очень мне понравилось, как прошла реставрация Речного вокзала, я решила поделиться тем, что увидела на прогулке.

фото из сети

 Северный Речной вокзал в Москве появился в 1937 году на берегу Химкинского водохранилища как часть канала им. Москвы, который соединяет реки Волга и Москва и является масштабным судоходным сооружением. Я раньше не понимала (просто не задумывалась), почему Москва, удалённая от большой воды, именуется "портом пяти морей", только теперь узнала, что по системе каналов из Москвы возможно доплыть до Белого, Балтийского, Азовского, Черного и Каспийского морей. 

У входа в парк Речного вокзала вас встречает девушка с корабликом в руках. Она является скульптурным символом канала. По задумке автора это аллегорическое изображение молодой России, гордой и свободной, где две водные артерии России (руки девушки) соединены «новой водой», каналом - водным путем с парусником.

Здание речного вокзала было построено и отделано с помпезностью, присущей всем сталинским постройкам. Архитекторы вдохновлялись венецианскими мотивами, изначально строение было задумано как стилизация под Дворец дожей в Венеции.

фото из сети.

 По задумке архитекторов, здание воссоздаёт образ парохода: три яруса открытых веранд символизируют его палубы, а центральная башня с высоким шпилем — трубы. 

Постройка имеет высоту 48 м, фасадную длину 150 м, длину шпиля 27 м. По проекту центральный шпиль башни во время навигации должен был подниматься на общую высоту 83 метра и опускаться на время  прекращения навигации в зимний период, но случилось это всего раз, в начале войны, чтобы шпиль не был ориентиром для самолётов противника. 

 Проект вокзала учитывает естественный уклон земли в сторону воды, архитекторы использовали его для создания перехода здания от двух этажей со стороны парка к трём этажам со стороны причалов. Боковые крылья здания опоясаны двухъярусными галереями, которые завершаются ротондами с фонтанами.

Галереи первого этажа насчитывают 150 четырёхгранных колонн, облицованных белым камнем. Оба яруса галерей и плоская крыша окружены балюстрадой. Цоколь здания выполнен из красного полированного гранита, главные порталы — из серо-зелёного диорита. 

Колонны центрального входа со стороны набережной и парка украшают 24 майоликовых медальона. Полутораметровые в диаметре диски были изготовлены на Ломоносовском фарфоровом заводе и расписаны вручную. 

Привлекают внимание башенные часы с циферблатом на все четыре стороны и высокий шпиль с золотой пятиконечной звездой. Механизм башенных часов содержит уникальные куранты, перевезённые в Москву из Воскресенского собора г. Волоколамска. Золотая звезда, венчающая шпиль, сходна с первыми звёздами, украшавшими Спасскую башню Кремля до рубиновой звезды, а серп и молот на ней были инкрустированы уральскими самоцветами (впоследствии утраченными). 

 За годы эксплуатации здание настолько пришло в негодность, что значилось в реестре пустующих развалин. Реставрация началась в августе 2018 года и закончилась 5 сентября 2020 года. Здание находится в собственности города, поэтому финансировался проект из городского бюджета. Было обновлено и заменено 7,7 км канализационных и водопроводных сетей, 774 м системы теплоснабжения, 10 км электрических сетей. Все архитектурные скульптуры в парке и два фонтана тоже были отреставрированы.  

посмотрите направо...

посмотрите налево...


витражи с гербами союзных республик




Причал тянется вдоль берега на 1,5 км, набережную благоустроили шезлонгами, скамейками, цветниками, а также макетом Канала имени Москвы .
макет канала со шлюзами. скопированы даже скульптуры

Макет самого вокзала на макете канала. 





Конечно же невозможно не сесть на шезлонг и не насладиться этим моментом - провожать или встречать теплоходы. Здесь ходят и малые прогулочные теплоходы, и двух-четырёх палубные круизные теплоходы. Утята под наблюдением мамы-утки тоже причаливают.



 Жаркая летняя погода располагает к отдыху у воды или ещё лучше - на воде. В 2016 году мы тоже плавали в трёхдневный круиз по маршруту "Москва-Мышкин-Москва". Вот здесь можно посмотреть пост, там даже целый фильм (15 минут) есть про нашу поездку на теплоходе "Феликс Дзержинский". Пересмотрела и даже прослезилась, такие приятные воспоминания, как же хорошо было, хотя и прохладно, сентябрь всё-таки.

Прогулялась я и по восстановленному парку. Общая площадь вокзала вместе в парком и прилежащими территориями около 50 га.

А потом я присоединилась к экскурсии, которая проходила по соседнему парку - парку Дружбы. 

Парк Дружбы зародился в 1957 году и был приурочен к всемирному фестивалю молодёжи и студентов. Много забавных фактов нам поведала экскурсовод. 

Основную работу по расчистке территории "добровольно" выполняли московские комсомольцы, которых привозили по 600-800 человек ежедневно, т.к. выделенная бригада из 10 человек и одного бульдозера не справлялась к срокам)))  А 1 августа 1957 года около пяти тысяч гостей и делегатов фестиваля со всех концов Земного шара высаживали деревья в подготовленные ямки.

Позже парк стал пристанищем символических подарков от разных стран.

Монумент венгеро-советской дружбы, 1977. Точно такой же стоит в Венгрии. Экскурсовод загадала загадку - кто из девушек советская, а кто венгерка?

Рабиндранат Тагор (индийский поэт и философ), 1990 г.

"Хлеб". Автор - Мухина. Одна из двух скульптурных групп. Экскурсовод подготовилась, и рассказ про Мухину, её судьбу, её мужа, и весёлые истории про "Рабочего и колхозницу" заинтересовали всех.

Сервантес. 1981 г. Копия мадридского памятника.

Памятник Манасу Великодушному, 2012 г., дар от киргизского народа, который обошёлся нашей стране в 41 млн.руб.)))

"Дети мира", 1990 г. Очень своеобразный подарок от Финляндии.

"Фестивальный цветок", автор Рукавишников. 

В 2015-2018 годах парк благоустраивался, появилось некоторое количество современных детских и спортивных сооружений. Облагорожены Фестивальные пруды, проведены системы дренажа, освещения и видеонаблюдения. Не знаю, как местным жителям, а мне понравился парк, приятно погулять в тени деревьев, которым уже больше полвека, отдохнуть у воды, или на площадках активного отдыха, которые сейчас в связи в известной ситуацией закрыты.)))

А совсем давно на этом месте располагались сёла Аксиньино и Никольское., от которых остался только Храм иконы Божьей Матери "Знамение" (1884). Храм красивый, довольно интересной архитектуры, и не менее любопытной истории. Это один из храмов, который не закрывался в годы советской власти, продолжал действовать, мало того, в него свозились многие ценные иконы, реликвии и предметы из церквей, которым так не повезло и их закрывали, разрушали. Сейчас почти всё возвращено по своим местам, а в этой церкви остались иконы из разрушенных храмов.

фото из сети.

Обильная растительность и ограниченная территория делает квест из фотографирования, но хотелось запечатлеть такую красоту.






Вот такая обширная программа у меня реализовалась в прошлую пятницу. Нагулялась, загорела, расширила кругозор, получила свою дозу эстетики. 

14 комментариев:

  1. Да, очень красиво, как же город облагораживается, душа радуется! Что значит "дар" обошелся в 41 млн руб? Это как???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо! Да, я люблю свой город. И всегда радуюсь его преображениям, если они не противоречат общему ритму города и истории.
      А вот не знаю, как. Так сказала экскурсовод, так написано и в википедии. Я так понимаю, что была задумка, а денег не хватило. И пришлось добавить. Но радует, что киргизская диаспора в Молскве тоже вложила свои средства. Подробностей нет. Не думаю, что город платил.

      Удалить
  2. Наташ, спасибо за прогулку :) Красивый речной вокзал, действительно напоминает корабль :). Одна из фотографий напомнила детство: у нас на набережной стоял старый двухэтажный речной вокзал с небольшим парком... И вот этот уютный парк очень по настроению совпал.... сейчас увы ничего не сохранилось...
    Очень понравился макет. Я вообще их очень люблю: ходишь рядом, рассматриваешь, как Гулливер :))
    Храм красивый. И история его наполнения тоже интересная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо!
      По образцу этого здания были построены речные вокзалы в Нижнем Новгороде и Красноярске.
      Макет вообще потрясный, там течёт вода, есть лампы, видимо в тёмное время суток подсвечивают, и нагоняют искусственное течение, и эти мини водные артерии подписаны: Москва, Угличское вдхр, Учинское вдхр, Волга, и так наиболее большие по маршруту водоёмы))) Ну и некоторые шлюзовые здания, а они очень красивые все, при Сталине любили украшать разными позитивными скульптурами и морскими якорями.
      Очень жаль, что у вас не сохранилось. Нужно поднимать всякие народные движения и настаивать на восстановлении, реставрациях. А речной вокзал сейчас как выглядит?

      Удалить
  3. Наташ, у пирса стоит "Виктория" на которой мы плавали. Как же было здорово! Я в этом году уже смотрела, но пока не решаюсь. Может следующим летом еще раз куплю круиз. Как хорошо, что отремонтировали речной вокзал, он такой красивый!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, ой, вот как здорово я попала на "ваш" кораблик)))
      Я очень радуюсь, что всё активно ремонтируется, восстанавливается. Не всё, конечно, но уже отлично, что хоть что-то. В центре тоже много работ ведётся.
      Мы, наверное, не скоро сможем повторить наше плавание, цены не детские.

      Удалить
    2. Да, цены конские. Я тоже посмотрела и отложила эту мысль.

      Удалить
  4. Хороша прогулка! Монументальное строение речной вокзал, ничего не скажешь!
    Наташ, на водную гладь можно любоваться бесконечно долго... Люблю смотреть, как играют блики на воде, люблю мечтать о дальних путешествиях по морю. Но пока удаётся лишь часовая прогулка на теплоходике или пароме) Что ж, спасибо и за это))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, дааа, вода и огонь - можно бесконечно любоваться. Я тоже люблю блики на воде наблюдать, они такие игривые, пляшущие, завораживают. И очень побуждают мечтать. А знаешь, катаясь даже на пароме, можно прищурить глаза и представить, что ты на море)))

      Удалить
  5. Классно! С удовольствием посмотрела фото, с размахом отреставрировали ) очень красиво стало. Вообще Москва, конечно, сильно изменилась, во времена студенчества-то я постоянно по ней шаталась, а теперь бываю редко, и каждый раз как новый город ))) все суперсовременно и технологично)
    Про дворец дожей поразило!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, я рада, что было полезно. Твоим красоткам наверняка понравилось бы прокатиться на кораблике.

      Удалить
  6. Спасибо большое! Так интересно! Уверена, та девушка, что покрупнее - венгерка. Здесь худых нет )) Крайне редко среди молодежи попадаются, но (пардон) задняя часть довольно массивная))

    Здание вокзала очень впечатляет! Не знаю, может кому-то венецианский дворец напоминает, но мне нет. А вот теплоход да! Сразу вспоминаю фильм "Жестокий романс". Мечтаю как-нибудь попутешествовать на кораблике...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, Спасибо, что заглянула! Интересно, что ты попыталась угадать, и так оно и есть. Хотя вся группа думала, что раз в сапогах и косынке, значит, наша, советская))))
      На кораблике обязательно нужно хотя бы разок попутешествовать, очень интересный опыт, достаточно медитативное занятие.
      А вокзал хорош, да, что и говорить.

      Удалить
    2. У меня уже глаз-алмаз на местные фигуры)))
      Уже мечтаю о кораблике))

      Удалить