28 августа 2021

Книги непростые о сложном.

Сегодня хочу поделиться книгами, которые довольны сложны для чтения и восприятия на уровне чувств. Книги не для всех. Это очень личное. Мне они оказались как раз то, что доктор прописал, все пришли ко мне непонятным способом, я их как бы и не выбирала. Но они какими-то фразами, сюжетными событиями перекликались с мной лично, ворошили пережитое, передуманное, прошлое и будущее. Поделюсь с вами, а читать или нет - выбирать вам.

 "Служа другим. История врача-онколога, ставшего пациентом" Андрей Павленко, Анна Павленко.

За двадцать лет практики врач-онколог Андрей Павленко провел более двух с половиной тысяч операций. В марте 2018 г. он узнал, что у него рак желудка третьей стадии. После чего он смог выпустить 15 эпизодов подкаста «Жизнь человека» (все выпуски подкаста можно послушать на том же Литресе бесплатно), где на протяжении года публично рассказывал историю своей болезни. В этой истории стерлась грань между врачом и пациентом. В январе 2020 года Андрея не стало. 

Эта аудиокнига – история почти двух лет борьбы с коварным недугом, созданная на основании подкаста, дневниковых записей, интервью, а также дополненная воспоминаниями супруги Анны, и рекомендациями врачей и психологов для заболевших раком и их близких. 

Мои впечатления. Книга как сводки с линии фронта, автор ведёт дневник из двух своих ролей - врача и пациента, мужа, отца троих детей. Поражает то, как человек мог сконцентрироваться, и работать не только для себя, но и для других, как смог собрать всю волю в кулак и дать поддержку таким же пациентам, среди которых оказался и он. В книге множество заметок по самонаблюдению, результаты проверки "народных" методов лечения, много советов по питанию, физактивности, сну и прочим аспектам жизни, которые ломаются при постановке такого пугающего диагноза, а также личные наблюдения о том, что переживает человек, проходящий агрессивное лечение опухолей. 

Бесценна его работа по просвещению, борьбе с мракобесием и страхом перед опасным недугом и неизвестностью. Последние месяцы жизни были невероятно насыщенными для него, он не только проходил сложнейшее лечение и перенес операцию по удалению желудка и восстановление после неё, но продолжал оперировать, читать лекции, давать мастер-классы хирургам, обучал. А также вёл активную работу по созданию различных поддерживающих организаций и клиник, огромный список которых приведён в книге, куда могут обращаться за поддержкой не только пациенты с онкологией, но и их близкие, которым тоже приходится проживать серьёзный стресс, которые порой нуждаются в не меньшей поддержке и помощи, в уроках о том, как понять больного, принять его диагноз, справиться и пережить. Благодаря этим организациям, пациент не будет чувствовать себя брошенным умирать в одиночестве в своей беде, там можно найти адреса, помощь психологическую и материальную. В фонд Андрея Павленко можно перечислять деньги.

Потрясающий человек. Вечная память и благодарность. Великолепная книга, но, к сожалению, и она не убедила меня, что нужно бороться до последнего.

Длительность аудокниги 5 часов. Дата написания 2018-2020. Чтец Станислав Иванов, очень хорошее исполнение, полное ощущение, что читает автор. 


"Медвежий угол" Фредрик Бакман.

 Захолустный Бьорнстад, или Медвежий город, затерян в северной шведской глуши. Здесь царят безработица и безысходность. Единственная надежда жителей – местный хоккейный клуб, когда-то занявший второе место в чемпионате страны. И вот приближается день полуфинала. Однако счастливый результат игры неожиданным образом переворачивает жизнь всех жителей Бьорнстада. И теперь перед каждым героем романа встает необходимость сделать свой выбор, который определит его дальнейшую судьбу. 

Моё впечатление. Беспросветная безысходность, как всегда у Бакмана. Очень много спортивных подробностей (а спорт и преодоление себя через него - это совсем не моё). Но вдруг происходит событие, которое ранит всех и заставляет каждого сделать свой выбор, на чьей он стороне. Несколько раз порывалась бросить слушать книгу, и почти в тот же самый момент мне снова становилось интересно. Думаю, она всё-таки больше для подростков, потому что учит прописным истинам о дружбе, обязательствах, ответственности. При всём при этом книга глубокая, разносторонняя, и тяжёлая. Поднимаются совсем недетские вопросы. Но самый сложный возникает ближе к концу книги. Кто виноват: жертва или насильник? и где грань между согласием и несогласием? Абсолютно разделяю мнение автора одного из отзывов о книге: читать надо вместе со своими детьми-подростками, особенно парнями, и вместе обсуждать, проговаривать, вызывать их на размышления "а что если бы такое произошло в моей компании, классе, секции..." 

Возрастное ограничение книги стоит 16+ (неужели из-за факта изнасилования? но ведь это часто бывает в гораздо более раннем возрасте), я считаю, что вполне 14+. Но и родители более младших детей найдут здесь для себя урок о том, что со своим ребёнком нужно быть в контакте, нужно к нему прислушиваться, разговаривать, чтобы не пропустить, быть ему опорой, и помнить, что родители являются для него примером в действиях и принятии решений. 

Книга не особо учит толерантности, но точно заставляет подумать об этом.

Дата написания книги 2016 г.  Длительность аудиоверсии 14 ч. 30 мин. Чтец: Кирилл Радциг , великолепное прочтение, просто невозможно нажать кнопку паузы.


"Моя тёмная Ванесса" Кейт Элизабет Рассел.


Ещё одна книга, которая так или иначе перекликается с событиями моего детства. Книгу называют "Лолитой эпохи #metoo". По моему мнению, с Лолитой не имеет ничего общего, скорее противоположная ситуация.

Ванессе было пятнадцать, когда у нее случился роман с сорокадвухлетним учителем литературы мистером Стрейном. Сейчас ей тридцать два и их связывают теплые дружеские отношения. Когда одна из бывших учениц обвиняет Стрейна в домогательствах и призывает открыться всех, кто знал преподавателя с этой стороны, Ванесса оказывается перед мучительным выбором: молчать, отказываясь считать себя жертвой и продолжая верить в добровольность и чистоту тех отношений, или переосмыслить события прошлого и столкнуться с безжалостной правдой. Но если не любовь, то что же это было?

Моё впечатление. Мне в этой книге был интересен Стрейн, а не Ванесса, что испытывала и чувствовала Ванесса, мне более понятно. А вот Стрейн - тонкий манипулятор и психолог, как действовал он! Как ловко стелил себе соломку, вкладывая нужные ему мысли в головку этой девочки, каким жалким для неё был через годы, что будучи уже взрослой женщиной, она оправдывала его, не признавая фактов педофилии, изнасилований, абьюза. Конечно, это очень больно понять и признать, что тобою играют, как марионеткой. Но налицо сломанная жизнь.

В общем, для меня книга оказалась очень интересной. Но конец снова не жизнеутверждающий. И быть по-другому, наверное, не может, потому что у любой девочки, пережившей такое, ломается представление о мире, о жизни, об отношениях, психика в целом. Поможет только адская работа с психологом на протяжении десятилетий, либо самостоятельная работа над собой (но как, если тебе уже вложили другие ориентиры, это нужно прям сломать себя до основанья, а затем... в "лучших" традициях нашей истории), либо забить и подстроиться под жизнь вокруг, но диссонанс будет всплывать всегда.

Дата написания 2018 г.  Длительность аудиоверсии 12 ч. 40 мин. Чтец  Мариэтта Цигаль-Полищук, вначале книги думаешь, господи, ну что ж она так безэмоционально читает, как монотонный пономарь.  Потом вспоминаешь, что героиня - поломанный человек, что у неё сбиты настройки эмоций, восприятия, реакций. В итоге считаю, что прекрасное прочтение с погружением в психологическое состояние героини.


 "Девочка с Патриарших" Екатерина Рождественская.

Книга заявлена как психологический роман о борьбе со страхом. На роман не тянет, скорее повесть. У меня остались очень и очень странные чувства. Не рекомендую особо впечатлительным и верящим в доброе беззаботное розовое детство.

В старом доме в центре Москвы жила-была маленькая девочка Нина. Она ходила в школу, читала книги, играла с игрушками, долгие часы сидела на подоконнике и наблюдала за происходящим во дворе. Но она и представить не могла, что может увидеть однажды ночью. В пору, когда все спят, её разбудит нечто ужасное. И этот ужас будет повторяться вновь и вновь… Прошло время, девочка выросла, но она отчетливо помнит каждый тот день из детства, точнее, каждую ночь. Глубокое и в эмоциональном плане непростое произведение о том, как сложно порой говорить о своих чувствах открыто.

На самом деле опять история на волне современных веяний. Послушная девочка, зависимая мать, и  педофил-вуайерист с одной стороны и абьюзер-эгоист с другой. Книга точно не для лёгкого чтения. Поучительна для родителей, о том, что детям надо верить. Что их страхи скорее всего совершенно о другом, чем думают родители. Что дети боятся говорить о своих подобных страхах и тем более о случившемся, они часто считают себя плохими и виноватыми, раз с ними такое случилось. Тема строго табуированная, особенно в те годы, когда происходит действие книги, поэтому все-все-все молчат, и делают неправильные выводы. 

И категорически мне не понравилась концовка книги. Насмешка джокера? Грустно. Больно. В любом случае произведение странное. Подобная история была и в моём детстве, поэтому мне было интересно. Но от прослушивания больше разочарования и беспросветной тоски, я не нашла поддержки в этой книге, а неприятное послевкусие осталось. Совсем не так как в "Ученице", где я нашла настоящую поддержку и варианты выхода из ситуации.

 Дата написания 2018 г.  Длительность: 5,5 ч. Чтец Татьяна Манетина, читает неплохо.


"Другие голоса, другие комнаты" Трумен Капоте.

«Другие голоса, другие комнаты» – первый роман Трумена Капоте, в одночасье сделавший его знаменитым. После смерти матери тринадцатилетний подросток Джоул отправляется к своему отцу, которого он не видел ни разу в жизни. Проделав долгий путь из Нового Орлеана в Алабаму мальчик обнаруживает огромный, пришедший в упадок особняк, посреди огромной плантации. Его встречают мачеха и сводные сестры. На все расспросы Джоула, где же его отец, никто не может дать вразумительного ответа.

Моё впечатление. Очень любопытное начало, оно прямо затягивает, интрига налицо. Мальчика, оставшегося без матери, письмом вызывают вернуться к своему отцу. Но слушая дальше, просто теряешь логическую нить повествования, всё теряет смысл, события перемежаются снами, появляются полуреальные-полуфантастические герои. И к середине книги ты понимаешь, что читаешь какой-то бессмысленный бред. Я купилась на уютную обложку, оказавшуюся обманкой, и интригующее начало, мне бы очень хотелось узнать продолжение истории. Но его не было, как не последовало какой-то развязки. Непонятно, для чего написана книга и чему она учит.
Длительность аудиоверсии 6 ч.  Чтец Всеволод Кузнецов, читает прекрасно, только благодаря ему я смогла дослушать книгу до конца. Тексту - 2, чтецу - 5.


Повесть «Минус один» рассказывает о 14летнем Славке, которому уже давно как поставлен смертельный диагноз, с которым живет он и его семья. Но вот авторитетный профессор снимает этот диагноз. Теперь можно жить свободно, ходить в школу, заниматься самбо, а у родителей, наконец, есть шанс заняться своими делами и собой. Но так ли просто начать всё заново?  
Оптимистический реализм в духе современности. Книга для подростков. Мне очень понравилась. Вот ты на пороге смерти и практически смирился, но нет, усмешка бога - и диагноз снят, и теперь нужно научиться жить заново. А такое чувство бывает у большинства подростков, даже не имеющих никаких болезней и угроз для жизни. В детскую библиотеку - однозначно.
Дата написания 2018 г. Длительность аудиокниги 6 ч. Чтец Дмитрий Креминский, прекрасно читает.

21 комментарий:

  1. Наташа, спасибо. Кое - что прослушаю. Читала только Бакмана и много что прочитано. У "Медвежий угол" есть продолжение "Мы против вас"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, спасибо за отклик.
      Да, я знаю, что "Мы против вас" продолжение "Медвежьего угла". Но автор настолько не мой, что я пока отложу.
      Вчера посмотрела первую серию Маяковского, хороший фильм, досмотрю до конца.

      Удалить
    2. Спасибо, Наташа за обратную связь. Приятно, что сериал понравился. Я то до сих пор в восторге )

      Удалить
    3. Наташа, прослушала "Минус один". Понравился и сюжет, и прочтение

      Удалить
    4. Какая ты быстрая!))) Я рада, что понравилось, жизнеутверждающая книжка.

      Удалить
  2. Наташа, большое спасибо за подборку! Первую книгу "Служа другим" я читала, но называлась она иначе. Сюжет же был один в один! Поразилась этому. Называлась моя книга - "Когда дыхание растворяется в воздухе". Заинтересовалась "Минус один", если найду, прочту, обязательно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, "Когда дыхание растворяется в воздухе" - это совершенно другая книга, там автор зарубежный. Эта ценна именно тем, что она о современных российских реалиях, именно то, как будет у российского пациента. А главная её ценность - адреса и имена докторов, куда обращаться. Зарубежный опыт для большинства наших интересен просто для расширения кругозора, ну и для медиков. А тут прям практическое руководство - как жить дальше, если ты живёшь в России с диагнозом.
      "Минус один" тебе должно понравиться. Читайте вместе с Витей (один он скорее всего не будет).

      Удалить
  3. Наташ, с интересом прочла твой взгляд на книги, мне понравилось, как ты пишешь о них... как бы приоткрываешь завесу сюжета, но оставляешь интригу) Взяла на заметку "Медвежий угол" и "Минус один", а "Служа другим" хочется послушать прямо сразу же. Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  4. Какие разные книги. Я думала, что девочка с Патриарших это про детство самой Екатерины? Бакман в ожидании. Другие книги заинтересовали, но когда до них дойдет очередь, не знаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиля, спасибо.
      Я, конечно, не знаю, что происходило в детстве у Екатерины, но думаю, эта история не из её биографии, сама история. А вот окружение (люди того времени), предметы, вообще жизнь описаны хорошо, очень похоже.

      Удалить
  5. Наташа, спасибо за подробный обзор книг, любопытно читать твои размышления и впечатления от произведений, Андрея Павленко с удовольствием бы прочитала, у меня с чтением всё также туго, медленно и без особого интереса, хотя за лето дочитала "Остров Крым" В. Аксёнова, обплевалась по ходу чтения, столько пошлятины, и продвинулась в прослушивании аудиокниги "Ледяной дом", видимо не те авторы мне попадаются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо за обратную связь. А мне казалось, что раз мало комментариев, значит, либо я книги не те читаю, либо как-то не так о них пишу. )))
      Читать мне тоже не вариант, поэтому вот аудио меня здорово спасает.

      Удалить
    2. Нет, не думай так, такие посты очень полезны, я всегда стесняюсь комментировать эту тему, потому что мало читаю художественных произведений, быстро забываю детали сюжетов, осознаю это и сложно обсуждать то, чего не знаешь. А вот читать о впечатлениях других людей интересно, особенно когда так складно и доступно написано.

      Удалить
    3. Света, спасибо! Я в этом году очень много прослушала книг, будут ещё посты на эту тему.

      Удалить
  6. Медвежий угол - есть в моем списке чтения, но пока отменила подписку на my-book, заметила, что стала намного меньше читать и даже слушать.
    Спасибо за отзывы!

    ОтветитьУдалить
  7. Нат, я читала только "Девочку с Патриарших" и она мне вот вообще не понравилась, даже не знаю почему, хотя такие хвалебные отзывы. У меня вообще не зашло, как-то надуманны некоторые моменты, как по мне

    ОтветитьУдалить
  8. Необычные книги... Последняя очень заинтересовала, почему-то крайне люблю книги про подростков (о чем это свидетельствует, любопытно:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, меня тоже иногда тянет на подростковое, немного другие у них сейчас книги, но всё равно интересные.
      Почитай "Минус один", правда, девчонкам твоим ещё очень рано.

      Удалить