28 октября 2022

Люблино - продолжение. Выставка вышивки.

 Продолжение. Итак, что же за выставку я увидела на втором этаже дворца усадьбы Люблино?


"Жалоба мужа" - выставку вышивки, которую я никак не ожидала там увидеть, и это было феерично. Представлены были старинные схемы для вышивки крестом или бисером, вышивки по этим схемам, изделия и предметы интерьера, которые оформлены в помощью вышивки, а также вышивки современных мастериц по старинным схемам, так сказать реконструкция. Один огромный минус - расположение и освещение экспонатов - "руки оторвать", поэтому фото ужасные, но выставка будет работать до конца января, можно успеть посетить.


Сил уже не было, но и отказаться осмотреть это великолепие я не не смогла. Представлены схемы в основном берлинских производителей 1830-1870гг, которые были очень модными тогда. Россия была крупнейшим импортёром этих картинок. Также представлены вышивки по этим и подобным схемам, некоторые - подлинные, старинные. Многие вышивки были реконструированы по этим схемам, работы выполнены бисером, иногда очень мелким бисером, петитом, современными мастерицами уже в 2000-х годах.

А встречало сразу у дверей три стихотворения. Пробую их перепечатать с фотки:

ЖАЛОБА МУЖА

 Анонимный автор. 1840-1850-е годы

От пряжи из Германии в глазах моих рябит, 
Расшитых стульев, пуфиков мне ненавистен вид. 
Подушечки, салфеточки, шерсть, шелк и мулине, 
Узорных туфель пестрота мне снятся в страшном сне. 

Игрой на клавесине, несносной болтовней, 
Презреньем и скандалами разрушить сон 
Способны жены многих, понятно и без слов. 
Но одержимость вышивкой - тягчайший из грехов. 

Вернулся как-то я домой голодный, но обед 
Не ждал меня в столовой: "В чём дело? Дай ответ!" 
"Один, два, три, четыре. Вишнёвый, голубой..." -
Она пробормотала. Тут топнул я ногой. 

Я начал возмущаться, хоть я и джентльмен. 
Бормочет над канвою: "Зеленый, цикламен... 
Душа моя, сбиваешь, попридержи язык. 
Здесь у меня лиловый, здесь - золотистый блик". 

У наших разговоров таков порочный круг: 
Пятьсот, шестьсот упреков разгневанный супруг 
Высказывает леди, а леди: "Дорогой, 
Возьму для незабудок небесно-голубой". 

И ридикюль знакомой, нанёсшей ей визит, 
Изучит, зарисует, орнамент повторит. 
Со щёголя на улице не сводит томный взор: 
Мол, на жилете у него изысканный узор. 

Выходим на прогулку в воскресный летний день - 
Жене вдоль лавок с пряжей бродить ничуть не лень. 
"Какой букетик вышит! Ах, ах, superbe, charmant! 
Такой букет ангайский украсит наш диван".
 
Шедевров вышивки её запрещено касаться. 
Не вздумай тронуть пуфик, стул иль за кресло взяться.
Вчера на этот самый стул сынишку водрузил... 
Язык трущоб из уст жены изрядно поразил. 

Мне наших крошек очень жаль, ну что у них за жизнь: 
"Том, Харриет с дивана прочь, Мария, руку вынь 
Из ридикюля моего, не про твою он честь, 
Умолкли все и марш к себе... один, четыре, шесть". 

Искусство вышивания - несчастье для семьи, 
Забыты и заброшены бедняжки - муж с детьми. 
Одежда прохудилась, и дома кавардак. 
Но леди горя мало, что под угрозой брак.
 
Детей отправлю в пансион, а сам за саквояж: 
«Прощай жена, прощай наш дом! Слуга покорный ваш." 
Но не заметит мой отъезд, в иглу вдевая нить, 
Терпел я долго, хватит, всё! Не ей меня винить.

Обратите внимание, каминный экран вышит современной мастерицей по старинной схеме, которая висит в раме над ним.

Столешница, полностью заполненная мелким бисером - просто потрясающе!

В витринах - старинная вышивка, 1830-1870 гг.






Далее - ни много, ни мало - 

ОТВЕТ ОСКОРБЛЁННОЙ ЖЕНЫ 
Анонимный автор 1840-1850-е годы 

В чём пряжа из Германии перед тобой виновна? 
Тем, что на мебельную ткань она ложится ровно? 
За то, что я люблю её раскладывать по цвету? 
Мне больно от того, что ты не любишь пряжу эту. 

Являясь к чаю, джентльмен в своём репертуаре: 
Угрюмый вид и грозный взгляд - жена, готовься к каре.
И если он увидит вдруг моток германской пряжи, 
Скривится так, как будто нет на свете ниток гаже. 

Суёт жене газету "Таймс" - ну, всё, конец шитью, 
Заставит вслух ему читать скучнейшую статью. 
Я шаль связала, но супруг её не оценил: 
"Цвет вырви глаз, и нитки - дрянь», - под нос он пробубнил".
 
Такое отношение нет сил моих сносить. 
Покоя ни минуты нет, муж как начнет басить: 
"Шаблоны из Германии от сложных до простых 
И шерсть заменят скоро мозг в головах пустых".
 
Он женоненавистник, ему дорога в ад, 
Он леди благородных чихвостит всех подряд. 
Давал бы денег просто. Без сцен из мелодрам. 
Но как же низко - проверял расходы по счетам. 

За мятую сорочку, цилиндра рваный кант, 
Дырявые перчатки грозит мне реприманд. 
И если всё исправить не брошусь в тот же миг, 
Мой муж поднимет громкий и безобразный крик.
 
Джентльмены вопрошают: ну как понять им дам? 
Напыщенные индюки! Такой совет вам дам: 
Пора бы снять корону с неумной головы,
И трезвым взглядом оценить, на что годитесь вы.
 
И ни за что я не предам любимое занятье, 
Чтоб вместе с мужем разбирать счета за газ и платье. 
Любимый муж! Осуществи то, чем грозил ты раньше. 
Сложи свой саквояж и в путь! Поди куда подальше.


Вот - образец , достойный восторга! Вверху - схема 1829-1846гг, Берлин, внизу - вышивка петитом мулине и шелком по газовой сетке в 2018г. Рядом висит кармашек с лупой, подходи и смотри, потому что без лупы трудно поверить, что это вышивка по этой схеме! И я наблюдала за посетителями выставки - никто не догадывается посмотреть в лупу!
Ниже фото именно вышивки, не схемы.









ОПРАВДАНИЕ
 (Жена в ответ на жалобу мужа из-за её увлечения вышивкой)
Анонимный автор. 1840-1850-е годы

Всё, что ты здесь наговорил, совсем не про меня.
Позволь-ка рассказать тебе, как это вижу я.
Считать, что в головах у дам не мозг, а шерсть - Mon Cher
Не справедливо и грешно, как вам не стыдно, сэр!

Пока я не считаю стежки на полотне,
Не хмурься и прислушайся, пожалуйста, ко мне.
Когда ты в кабинете сидишь, как мышь, в норе,
Я хлопочу по дому, поднявшись на заре.

Сегодня после завтрака по чтению урок
У старших проверяла, и Мэри на горшок
Учила я садиться, потом от прачки счёт
Я оплатить успела, а тут обед грядёт -

Пора в кладовку проверять, как там у нас с едой.
Дошила фартук Джемми, наполнила водой
Поилку канарейке и кружевной чепец
Готов для Мэри-крошки, а после, наконец, 

Взялась за пряжу, стала её сортировать,
Но тут пора детишек из школы забирать.
Вдовице Браун я бульон отправила, и нашей
Малютке умудрилась дать микстуру вместе с кашей.

Помимо этого ноктюрн успела разучить, 
Тот, что понравился тебе. Записки настрочить
Друзьям, прося пожаловать на праздничный обед,
Распечь прислугу, заказать цветочнику букет.

Статью в газете утренней читала я одну:
Мол, каждый муж обязан боготворить жену.
Как справедливо сказано, но лучше скрыть тот факт, 
Что есть покупки ниток среди недельных трат.

Ах, наконец-то, слышу я прекрасные слова:
"Душа моя, прости меня, ты как всегда права!"
Женой-искусницей гордись, и не ворчи, мой друг,
Она хлопочет день деньской, не покладая рук.

Нашила я сорочек ночных, ты возопил,
Что скрип сатина выше твоих последних сил.
Когда связала я носки помимо прочих дел,
Ты приписал подагру мне, чем глубоко задел.

Хочу тебя предупредить, чтоб не сошел с ума,
Но этот дивный арабеск я вышила сама.
Два прикаминных коврика, семь стульев, а потом
Дорожку вышью крестиком с каретой и конём.

Довольно споров, слов пустых нагромоздили кучу, 
Но это слово от души, тот самый редкий случай:
Ради тебя пожертвую иглою и канвой,
Лишь бы всегда доволен был супруг любезный мой.



Дале - комплектами - схема и вышивка по ней. Живьём очень любопытно рассматривать. Попугай - петит пойнтом по льну.





Китайские мотивы в подрамочной вышивке и в изделие.










Мадонна в кресле, схема 1815-29гг, вышивка 1830г.




Семья контрабандиста - 1850гг, Зап. Европа.



Рукодельный столик.




Бесценные коллекции Оксаны Григорьевой и Константина Журомского. Огромное им спасибо за возможность прикоснуться!
До 31 января 2023 года в усадьбе Люблино в Москве.
Если соберётесь, я могу составить компанию, с удовольствием ещё раз пройдусь.

19 комментариев:

  1. Отличная выставка. Производит большое впечатление. Оксана эту выставку катает по подмосковным усадьбам уже лет пять. Я впервые ее увидела в 2017 году в Архангельском. Меня тогда неприятно поразило, что хозяйка категорически запретила фотографировать что-либо на выставке. До истерик доходило, смотрительницы в бой бросались, когда я попыталась сделать фотографию рекламного плаката у входа((. Она тогда из этой выставки что-то невообразимо закрытое сделала. Чего боялась? Не понятно. Я вот тут писала.
    http://sashkinhouse.blogspot.com/2017/08/blog-post_7.html
    А потом они начали возить ее по усадьбам и уже не ставили это ограничение. А выставка отличная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, да, я помню, как ты писала об этом ограничении. Я тоже тогда удивилась. Но и сейчас созданы все условия для ужасных фотографий. Но меня больше всего удивило, что не видела никакой рекламы. И даже на входе во дворец, то есть я просто случайно поднялась наверх, а там такое. Но я устала и ноги болели, не очень хотелось подниматься. Странно, если бы я знала, я бы с этой выставки и начала.
      Саша, а может эта Оксана просто таким образом хранит свою коллекцию, выставляя то тут, то там?))) Смеюсь, конечно. Но ни одного сотрудника усадьбы там не было в этом зале, никто ничего не ограничивал, хотя кругом всё камерами напичкано.

      Удалить
    2. Не знаю, Наташ)). По поводу хранения забавная идея)). Я с этой дамой тогда на платформе Галерея (Gallery) пересеклась. И она так агрессивно настроена была по поводу фотографирования. Меня это поразило. Ведь именно фотографии могли бы быть той самой рекламой - увидел и поехал смотреть. ЧуднО как-то... Ведь
      то именно выставка, а не хранение)).

      Удалить
  2. Наташенька, большое спасибо тебе за интересный пост.
    Как же шикарны работы старинных мастериц! Рассматриваю с удовольствием. А за стихи отдельное спасибо! Посмеялась от души :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталька, твои комменты всегда попадают в спам. Но я отслеживаю, точно тебя не потеряю! Спасибо, что всё равно оставляешь их!
      Да, стихи - фееричные))) И работы прекрасны.

      Удалить
  3. Наташа)) от несходящей улыбки заболели щеки. Вышивки - восторг! Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алечка, спасибо! Теперь и у меня несходящая улыбка. Забыла, кстати, своё улыбающееся фото вставить в пост, я тогда с отличными настроением вышла из дворца.

      Удалить
  4. Даа, это не сравнить с нашими примитивами.) Но у всего своя красота. Поразительные работы! А стихи заставили улыбаться.)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо! Конечно, у всего своя красота, но классика хороша своим постоянством ))
      Стихи прикольные. Не верится, что написаны были почти 200 лет назад.

      Удалить
  5. Мужей раздражают занятия жен из века в век? Так получается? Хотя вышивка - это умение прилежной и трудолюбивой жены. Их персона остаётся без внимания? Очень понравилась выставка. Спасибо, Наташа!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда вышиванка становился заполненной, то это не может не раздражать. У меня был такой период, когда засосало не по-детски, я вышивала больше 1000 крестиков в день. В тот момент вовремя спохватилась, иначе сошла бы с ума.

      Удалить
  6. Ахаха, удивительно современые стихотворения, легко представить недовольство и мужа и жены в наши дни:) Наташа, но какая выставка!!! Теперь и я хочу в этот особняк! Надеюсь, получится, раз это до января:) Спасибо, что поделилась!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, ага! )))
      Рекомендую ехать 16 ноября или 14 декабря - всё будет бесплатно, хотя... у вас школа...

      Удалить
  7. Шикарные вышивки!
    Хорошо,что они сохранились до наших дней!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ира, балагодаря коллекционерам меценатам сохраняется многое. Но меня больше поразили реконструкции старинных вышивок.

      Удалить
  8. Шикарная выставка. Спасибр за рассказ.

    ОтветитьУдалить
  9. Забавные стишки и какие чудесные вышивки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо! Выставка весьма любопытная, но удивляет, что какая-то тайная, ни анонса, ни рекламы особой.

      Удалить