15 января 2023

«Память заполнена». Выставка.

 Приветствую вас, мои любознательные! Странная выставка в Музее Современного Искусства (филиал на Петровке, 25) привлекла меня названием и возможностью хоть как-то попытаться в очередной раз приобщиться к современному искусству.

Надежда Лихогруд «Память заполнена». Мне понравилась идея выставки, заставляет остановиться и задуматься.

Первая работа ☝(она же стала визитной карточкой выставки) меня затронула очень сильно. Всмотритесь, ведь у каждого в альбоме есть такая фотография с новогоднего утренника в детском саду. И уже смазаны в памяти лица, слившись в размытые пятна, и уже не помнишь имён этих детей, с которыми переживал невзгоды младенчества, а вот чувства и эмоции, которые были - живы до сих пор, как и ностальгия по детству.

Следующая - аналогичная, только теперь в кругу семьи, родственники собрались на праздник или юбилей, и дядя Петя, у которого есть фотоаппарат и минимальные навыки семейного фотографа "запечатлел на память" этот день и тех, кто был. Ну, точно у всех есть такое фото.


Или вот на табуреточке ты или твой брат читаешь стихи, стоишь и боишься свалиться, потому быстро-быстро тараторишь, чтоб поскорее отпустили, угостив сладостями.


И на коньках зимой - святое дело после школы и дотемна.

А с мамой и, возможно, с папой в Крыму, помните, во дворец на экскурсию ходили, а там львы! Снимок "на память" - обязательно, не отвертишься! Или у тебя это в Питере было?..


А это папа со своими собу... сослуживцами, или братьями, или в стройотряде. Странно, если у вас нет такой фотки на бумажном носителе, и неважно уже, кто все эти люди, главное - было, и приметы времени налицо.

С друганом, с которым и в огонь, и в воду, и драка до крови, и порванные штаны, и по гаражам припрыжку, и "маме не расскажем".




Всего несколько бумажных фоток, а вмещают в себя целую жизнь, все её самые главные впечатления, за которые потом держишься, чтоб не потерять себя...
А сейчас что? Терабайты этих фотографий, неподъёмные папки, которые никто не пересматривает. И уже не лица стираются, а целые годы, десятилетия... жизни.
Серия этих фигурок называется "Облако" (2022г) подобно облаку в Интернете. Эти хранилища множатся на столько, что порой теряются сами воспоминания. Фигурки почти белые, это шамот с глазурью. В центре зала - подиум на высоту груди, на нём они разреженно стоят.


А другая серия работ называется "Альбом" (2022г, гипс, акрил). Совмещены старый советский кафель, круглые розетки из метро и снимки из семейного альбома, тоже уходящие в небытие, как рельефы, покрываемые год за годом слоями краски.






А в отдельном небольшом зале сборный экспонат - старая советская карусель с единственной сохранившейся лошадкой для малышей (подлинник из парка КиО), а на ней современный мальчик. 



С сайта музея: Проект посвящен размышлению о свойствах памяти и ее неоднородности в условиях быстрых информационных потоков. Художница соединяет в своих работах академические и ремесленные навыки с современными художественными практиками. На выставке «Память заполнена» классическая форма также синтезируется с воспоминаниями о постсоветском детстве и современными реалиями социальных сетей. 

Так, серия Saved одновременно напоминает галерею сохраненных фотографий в телефоне и советскую плитку. В серии Highlights использован популярный во всех приложениях формат круга — но также это отсылка к круглым барельефам московского метро. В этом проекте Надежда Лихогруд намеренно отказывается от цвета — квинтэссенцией этого эстетического решения и метафорой памяти становится серия «Облако». Белый объемный подиум наполняет пространство большого зала подобно тому, как воспоминания заполняют память. 


21 комментарий:

  1. Наташ, аж мурашки по коже. Прямо в какой-то транс впадаю, пока всматриваюсь в эти размытые контуры... Мне так это напомнило... когда пыталась восстановить старые фотографии. За столетие они теряют контуры, четкость....а при сканировании еще немного информации теряется... И вот эта тщетность восстановить... так похожа на тщетность вспомнить некоторых людей из далекого детства... Хотя я много чего помню, но вот те же попытки выведать у родни, кто изображен на старой фото.... какие это примерно года... и та же тщетность... Вроде вот оно, но как во сне: бежишь и не можешь догнать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, вот вначале мне показалось - бред какой-то, а потом рассмотрела уже дома на фотографиях, попыталась проникнуться замыслом автора, и да!!! мурашки.
      Я недавно удалила случайно папку "2020 год", сначала у меня шок был. Остался только фильм про поездку в Крым на ютюбе. А потом подумала - год-то какой был, все дома сидели, ничего умного не нафотографировали ж. И не очень жалко стало. Зато поездка в Крым в тот год - это как раз было самое яркое воспоминание.)))
      Я тоже не смогла у мамы узнать, кто все эти люди на фотографиях. А уже и неважно. Я и своих-то не помню. И не догнать уже ни детство, ни прошлое.
      Спасибо!

      Удалить
  2. Память можно не только заполнить, но и освежить, что ты и сделала, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересная и удивительная выставка! Трогает до глубины. Спасибо, Наташа!

    ОтветитьУдалить
  4. Трогательно до мурашек....спасибо, Наташа. Большое спасибо.

    ОтветитьУдалить
  5. Very strange and very interesting. New/old concept. Your description is great 👍. Little sad but had few giggles.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлка, спасибо! Мне сложно воспринимать современное искусство, чаще мне непонятно ничего, а главное - зачем? А тут я прониклась. А дома стала пересматривать фото, и у меня пошли личные ассоциации. Думаю, они у многих похожие, детство-то примерно одинаковое было. Вот и решила записать )))

      Удалить
  6. Интересная идея выставки, необычная... Эти размытые фигуры без лиц даже жутковатое впечатление оказывают. Но да, такие фото есть у всех:) А вот у моих детей будут совсем другие и в тысячи раз больше... Поэтому я пинаю себя и делаю бумажные альбомы с фото, потому что фотки в компе - это почти что удаленные, никто их никогда не пересматривает...
    А родительские альбомы любила всегда смотреть, все эти черно-белые фото, с какими-то студенческими друзьями, на хороших фото все очероь серьезные (фотограф снимал!), куча полуразмытых, которые сами делали и в ванной в темноте проявляли:) А еще есть семейные портреты из фотоателье, такие тщательно выверенные композиции: мужчины стоят, женщины сидят, дети на руках:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, да, фото у всех по большому счёту одинаковые, чуть лица отличаются, предметы в руках. А так - в одной большой семье же живём.
      Я своим не стала особо альбомы делать, жизнь другая, люди мобильнее, а материальное делает тебя тяжелее на подъём и заставляет выбирать, либо стать циничнее. Мне так кажется.

      Удалить
  7. Спасибо! Выставка прекрасная.

    ОтветитьУдалить
  8. Сначала увидела первое фото и подумала "жуть какая". Но начала читать твои и слова, как ты чудесно все написала! Наташа, спасибо за рассказ и за выставку! Про фото ты прямо права. Второй год хочу сделать альбом с печатными фото, даже муж принтер струйный купил, но краска очень быстро кончилась. И я даже детские альбомы за первый год жизни не заполнила. А вот фотогрфии в "облаке" у меня младшая Надя, 3 года, постоянно смотрит. Муж даже отметил, что она единственная их и ценит и видит постоянно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо за отклик, читала твои слова с улыбкой.
      Все мы разные, твоя Надя - ценитель, только бы не зацепилась за прошлое, толкай её и вперёд тоже, заставляй мечтать о будущем.

      Удалить
    2. О, как интересно ты написала! Про толкай в будущее))) но кстати да, кое-какие видео, где она заикалась, например, я удалила. Мы год боролись с заиканием, и когда она начинала такие видео смотреть, я забеспокоилась, чтобы у нее не запечатлелось это.

      Удалить
  9. Интересный подход к воспоминаниям!
    Я тут недавно альбом пересматривала,папины армейские фото и прям заострила внимание,какой он там молодой,как проскальзывают в нём мои черты,вернее это во мне его )) А папы уже нет,и только фото на память остаётся и воспоминания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо! Мне кажется, что мои дети не будут пересматривать фото. А внуки может быть и спохватятся... Эх...
      У меня сын вообще не фотографируется, представляешь? 30 лет, а фоток по пальцам пересчитать.

      Удалить
  10. Не видела и этот пост. Что ж они мне в ленте не выходят? Как ты хорошо написала о выставке, Наташа! Сразу непонятно, о чем она, а вглядываешься и точно- так было!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиля, у меня сначала тоже некое отторжение было, а потом вникаешь, и реально - это фотографии из альбома любого советского ребёнка.
      Лиля, проверь, у тебя подписка есть, может ты отписана. Слышала, у девочек такое бывает.

      Удалить