20 марта 2023

"Мода на чай". Музей Тропинина.

Друзья, всем хорошего дня и тёплых весенних дней.

Прошла очередная музейная неделя и я готова поделиться своими находками. В музее Тропинина и московских художников его времени я уже была несколько лет назад. Особнячок небольшой, за это время его подремонтировали, застелили скрипучий дощатый пол, и кроме основной экспозиции стали ещё проводить выставки. В день бесплатного посещения здесь аншлаг, несмотря на дождливый день.

Меня заинтересовала выставка "Мода на чай" (продлится до 6 апреля 2023г). Она совсем небольшая, всего две комнаты. Текст на стенах рассказывал об истории появления чая и развития чайной культуры в России. Были выставлены различные чайные баночки, жестянки и ящички, с росписью и инкрустацией, чайные этикетки и рекламные буклеты чая и кофе из музейных и частных коллекций, картины, демонстрирующие традицию чаепития у всех сословий. Самовары, мебель, чайные платья из коллекции Васильева. Антураж чайной философии по-русски передан неплохо. Но мало, всего два зала.

"Москву кто усмешливо, кто ласково звал «чаёвница». Москва любила попить чайку… ― Чай да сахар! ― это приветствие пьющим «китайскую травку» дома ли, в трактире ли было так же всеобще на устах ело­ховско­го москвича 80-90-х годов, как общерусское приветствие человеку, вкушающему пищу: «Хлеб да соль!» С.Н. Дурылин 

Разбавляют визуальную составляющую выставки текстовые цитаты, меткие, как любой русский афоризм)))


 Сфотографировала подробнее то, что показалось особенно любопытным. Вот, например, чайная коробка в виде железнодорожного вагончика, обратите внимание, с торца написано "конфеКты" я часто слышала именно такое произношение от очень старых людей, думала, что просто коверкают слово "конфеты" на каком-нибудь местном диалекте или от недостатка образования, ан нет, оказалось, что это так и писали.






Фарфоровая китайская женщина, сервизы XIXв., и чайные "заварнички", присмотритесь - ложка-ситечко и что-то вроде трубки или какого-то кипящего котла (но скорее всего по традиции это дракон).



Портрет китайца с пиалой и трубкой (1849) Карл Мазер. Рассматривала правую руку, ногти такие длиннющие, на левой руке покороче, мне кажется. Интересно, что это значит?



Картина "Домашняя сцена" (1830-1840) Шульц Карл Фридрих.



_______________________________________________________________________


После выставки я заглянула в основную экспозицию, состоящую в основном из портретов кисти Василия Андреевича Тропинина, там вели экскурсию о его судьбе и о некоторых картинах. Он был крепостным в Новгородской губернии, очень много учился, чему способствовал его владелец, писал портреты именитых людей того времени, его даже сравнивали с Тицианом. Вольную от графа он получил лишь к своему 47 дню рождения, и то под давлением общественности. Гениальный художник, он создал огромное количество образов, правдивых и приукрашенных. 

Я осмотрела залы самостоятельно. Некоторые картины привлекли деталями. Всем нам известная "Кружевница" (1823), как выписаны иглы и коклюшки в руках у девушки. 



"Девушка с горшком роз" (1850). Здесь можно разглядеть подпись художника на дне горшка.


А вот "Тамбовская казначейша", скульптуру которой мы как раз недавно видели в Тамбове))) Поза та же, и прелести на месте, хоть и не такие откровенные. Историю этой мадам описал Лермонтов - муж проиграл её в карты заезжему улану.



Портрет А.А.Сапожникова меня заинтересовал деталями. Руки с тростью просто красивы. А вот деталь справа внизу - это что? Мне прям показался сатанинский хвост. Нашла информацию, оказалось, что герой опирается на якорь (промышлял рыбным бизнесом, отсюда, наверное, якорь). А я уж себе нафантазировала)))


Ну, и невозможно пройти мимо "Автопортрета с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль" (1846) Василия Андреевича Тропинина. Это - центральный экспонат всего музея, настолько он выразителен. Мне очень нравится этот его автопортрет.

18 комментариев:

  1. Музей Тропинина... как только я увидела название твоего поста, сразу побежала читать. Какая интересная выставка! Я обожаю живопись Тропинина, она супер прозрачная и очень живая! Чайная тема мне тоже понравилась. Когда прочитала надпись, что чай пьют с толком, совершенно горячий, то вспомнила свою подругу, она всегда говорит, что пьет чай 98 градусов. Мы с подружками всегда над ней посмеивались и говорили, что так не бывает :)))
    Спасибо за интересный пост, Наташенька.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташенька, большое спасибо за твой интерес! Да, у Тропинина потрясающие портреты! И удивительная судьба!
      А про чай просто любопытно. Было время, чай был просто какой-то волшебный ритуал, сейчас уже нет, мы в семье даже не каждый день его пьём. У меня мама и муж тоже кипяток пьют, а я холодной водой из-под крана разбавляю, все за сердце хватаются)))

      Удалить
  2. Very interesting. Thanks again for bringing up details that cough your eye on paintings. Without you I would've notice that. Tea subject. I love coffee but it is like alcohol for my body so I turned myself in tea admirer. Two months ago on garden club meeting we had a lecture " Tea and chocolate ". It was so interesting that I was ready to travel to countries that growing Tea and study production processes. And we had to sample teas and chocolate.. So Tea subject is very interesting 🙏I didn't respond to your yellow Tulips post yet. Will go back and try to write in Russian. It will take a little longer but I determent. 🙂

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо!
      Я раньше просто смотрела на картины, а теперь вглядываюсь в детали, и делаю для себя гораздо больше открытий. Мы с мужем однажды были на выставке портретов (что-то типа "Портреты 17-19 века"), и он меня заставил всматриваться в лица, и мы гадали, кем был человек, какой у него был характер, какой образ жизни вёл, почему изображён в такой позе и в такой одежде. Для меня это было открытием! Теперь сама копаю детали)))
      А про чай - интересно как вокруг него всё было устроено, как сейчас. Но сам чай меня мало привлекает, не всякий люблю.

      Удалить
  3. Очень интересно! Люблю такие вот "живые" выставки, где рассказывается о чём-то обыденном, повседневном. Тропинин конечно великолепен, столько деталей, столько жизни, столько настоящести!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо! Да, когда узнаешь новое о знакомых повседневных предметах, то открываешь для себя америку, ага))) Тем удивительнее экспозиция.
      Тропинин восхищает.

      Удалить
  4. Ты умница, что сходила. А я все с зимних каникул никак не выберусь. Ничего, доберусь!

    ОтветитьУдалить
  5. ... Вот удивительно, что чай все еще для нас главный напиток, за столько лет мало что изменилось, жаль только что культура пития упростилась...
    Наташа, спасибо. Детали на полотнах художников тоже люблю рассматривать, ведь с такой любовью они прописаны...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, да, но сейчас и чай уже не столь популярен. Мы дома даже не каждый день его пьём. А у многих основным стал кофе, прям целые философии придуманы)))
      Детали - это главное, ведь именно в них вся история героя картины.

      Удалить
  6. Очень интересная выставка! Мне было любопытно рассмотреть все портреты, которые ты отметила. Иголки у кружевницы поражают реалистичностью. И "сатанинский хвост" разглядела. Автопортрет на фоне Кремля тоже хорош.
    Чай люблю, как и кофе, побольше бы таких интересных выставок!

    ОтветитьУдалить
  7. Мне очень нравится музей Тропинина. Он такой небольшой и уютный. Хотя меня несколько покоробили сетки, на которых висят картины Тропинина. Какой-то диссонанс с красивыми портретами. Девушка с горшком моя любимая работа) А еще понравились гравюры Тропинина в сам музей попала случайно. Там была выставка старинной вышивки из коллекции Васильева, а я как раз была в том районе. Надо будет еще раз туда наведаться. Чай я очень люблю) Спасибо, за фото!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анжелика, спасибо!
      Картины на решётках не везде, видимо, это там, где ненадёжные стены ))
      Сейчас музеи много интересных выставок проводят, невозможно успеть везде.

      Удалить
  8. Ооо,как я люблю все эти чайные коробочки!С недавних пор и старинные стали интересны.
    Какое интересное название- конфеКты,нам кажется странным,а в те времена,видимо,звучало естественно)
    У нас чай главный напиток,летом ещё (очень редко,а жаль), пьём чай из самовара на углях.
    Порассматривала с тобой картины,очень чётко всё прорисовано!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо! Даа, там такие экземпляры интересные были, загляденье, и вполне в дизайнерском духе. В технологиях мы с тех пор шагнули далеко вперед, а вот в дизайне (на мой взгляд) засеменили назад.
      Мы в прошлое лето в Дагестане тоже купили самовар, муж прям упивался этим действом - на углях, уголёк в воду бросить для аромата. Я ровно к чаю.

      Удалить
  9. Спасибо за экскурсию! Очень интересно почитать. Мы с дочкой очень любим музей Тропинина, стараемся бывать часто, временные выставки там всегда интересные

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо! Да, музей уютный, небольшой. Я долго не ходила, к сожалению.

      Удалить