24 марта 2023

Музей А.С. Пушкина. Выставка " Приметы милой старины"

Дорогие читатели, всем мира и добра!
На музейной неделе ещё я успела посетить Государственный музей А.С.Пушкина на Пречистенке (не путать с музеем изобразительных искусств им.Пушкина). И хочу об этом рассказать, несмотря на то, что фото получились нерезкими. Пост будет длинным. Вот так выглядит здание музея на углу улицы Пречистенка и Хрущёвского переулка. И о нём стоит рассказать отдельно.

Вход с Хрущёвского пер.

Здание - это усадьба Хрущёвых-Селезнёвых, Пушкин здесь не жил, его дом-музей находится на Арбате. А в этом месте сначала был литературный музей, в котором в 1949г. прошла выставка к 150-летию Пушкина, и только в 1957г. был основан музей А.С.Пушкина. 
Начиная с 1996 года была проведена масштабная реконструкция, во время которой оборудовали подземную часть - здесь комфортная зона для посетителей (рекреация с колоннами и фонтанчиком, гардероб, санитарные комнаты, сувенирный и книжный киоски) и макет музея с близлежащими домами (на макете музей - это всё, что с зелёной крышей).

 
Также во время реконструкции был сооружен стеклянный купол над усадебным двором, объединивший сам дом, бывшие каретный сарай и конюшни. Образовалось потрясающее пространство, в котором находятся кассы, входы в музей и в малые выставочные помещения, зимний сад, а главное - здесь по вечерам проходят концерты! Программа очень насыщенная, надо как-нибудь сходить сюда на вечерний концерт. Люди с удовольствием проводят тут время, отдыхают между выставками, встречаются группами перед экскурсией. На мой взгляд отличное решение для нашего климата! Я была в солнечный день, и здесь даже поднимается настроение, становится радостно и легко дышится.
Вот как это выглядит изнутри. Розовое - это здание усадьбы, основное здание музея. Вдоль стены - балкон на колоннах. Справа - вход с охраной. В центре - лестница в подземную часть.


Вот такой вид с балкона второго этажа, пространство большое, тёплое, можно посидеть, отдохнуть, пообщаться.  Прямо - огромные двери каретного сарая, справа - бывшие конюшни, тут выставки небольшого масштаба, и детская часть музея. В углу видно рояль в чёрном чехле, колонки. По потолку - осветительные лампы. Много растений. 


Памятник Пушкину. Именно этот погрудный памятник с книгой и пером я помню из детства, именно этот образ Пушкина живёт в моей голове. Забыла, где он раньше стоял, в метро что ли... 


Залы основной экспозиции - народу много. Сейчас вообще люди очень активно и массово стали ходить в музеи и в театры, что не может не радовать.





Но в постоянной экспозиции мы несколько лет назад уже были с экскурсией. Залов там огромное количество, экспонатов - миллионы. А мои силы ограничены. Поэтому я решила сразу осмотреть только тематические выставки, а их там проходит одновременно очень много. Главный интерес вызвала открытая ещё в ноябре прошлого года выставка "Приметы милой старины" (продлится до 14 мая). Как понятно из названия, это предметы быта, которые не только вышли из обихода, но и многие названия забыты. И конечно, музей оправдал мои ожидания в плане информации, но разочаровал в возможности сделать смотрибельные фотографии сквозь витринное стекло. 

Стены выставки интересно и стильно оформлены.

Из светильников имелись подсвечники, канделябры (подсвечники с выкрутасами) и жирандоль (ниже, с хрусталиками, середина XVIIIв.)


Ножницы для снятия нагара со свечи, оплавленного воска.


Сонетка. Вешалась под потолком, свисала чуть не до пола, расшивалась бисером, вышивалась крестиком, оканчивалась кольцом или кисточкой, одновременно была украшением комнаты. А вообще-то это просто звонок для вызова слуг.

Ваза-тюльпанница (императорский фарфор).

Мухоловка. Сейчас такую делают из подручных материалов, внутрь наливался сироп или пиво, муха забиралась внутрь полакомиться, а выбраться наружу уже не могла

Портрезор. Это вовсе не носок))) Это кошелёк для монет. Вязаный, часто бисерный, на него нанизывались два металлических кольца и каким-то образом монеты не высыпались и не смешивались между собой.


Стол-сороконожка (1830-ые)

Сюрту де табль (Франция, нач.XIXв.) Он являлся композиционным центром парадных обедов. В основе - зеркальное плато, на котором размещались вазы, канделябры, бронзовые и фарфоровые статуэтки.


Кофемолка, а сзади холодильник для вина (1835)

Рюмочная передача, думаю, мало кто знал такой предмет, это чаша для охлаждения стеклянных бокалов для вина, в неё клали лёд, а на него бокалы ножками вверх. Бокалами пользовались по мере необходимости, а на столе, как сейчас, их не держали.


Щётка-смётка со стола, большая раздаточная вилка, щипцы для колки сахара.

Сервиз "Эгоист" (Германия, середина XVIIIв.)

Грелка на чайник, расшитая бисером.

Ниже - трубка экзотичной формы в чехле, спичечница (самый маленький чехол), табакерки, кисет, вышитый ювелирным бисером, я не разглядела отдельных бисеринок, такие они мелкие


Подставка для курительных трубок, трубки, оплетённые бисером

Шкатулка для рукоделия.

Подушечка бисерная.

Сумочка для рукоделия. Мне напомнила крейзи, которыми увлекалась Света Б.

Несессер с принадлежностями для шитья.

Швейка - помощница швеи до изобретения швейной машины.


Было много страниц из модных журналов 1830-40гг.

Одежда тоже была хоть и скудно, но представлена.

Перчатки, щипцы для растягивания перчаток (чтобы их было легче надевать) и лорнет.

Интересная витрина. Цилиндр-шапокляк справа и его чехол слева. Внутри цилиндра механизм клик-кляк, который складывал его гармошкой в почти плоский блин. Для меня это новенькое)))

Дамская сумочка, расшитая бисером, на фермуаре

Флакон для духов. А мушечницу не смогла поймать в фокус хотя бы примерно, она шкатулочка из фарфора размером с пятачок (её на фото нет).

Подставка для дамских украшений - как и современная, только дизайн побогаче.

Поскольку раньше не было скоростного транспорта, а ездить всё равно приходилось (на лечение, посещение родственников и знакомых, переезды с зимней квартиры на летнюю и обратно), то очень популярны были предметы, помогающие поддерживать быт в дороге - различные сундуки, дорожные шкатулки, несессеры для гигиены и дорожные аптечки, чайные дорожные наборы, шкатулки для шитья, шкатулки-секретеры для письма в том числе с тайниками для важных бумаг. 
сани-розвальни.




Балы... и театр... романтика даже в аксессуарах. Веер из страусиных перьев.

Карне де баль (книжечка для записи партнёров на балу (нач.XXв, размер - чуть больше банковской карточки, её прикрепляли к поясу или к вееру)

Карне де баль (позолота, 1860-ые гг, карандашик толщиной со спицу).

Бисерные крошечные сумочки-кошелёчки на фермуарах.

Портбукет был обязательным аксессуаром бального туалета, собственно его подобие используется и сейчас. Внутрь наливалась вода и вкладывалась влажная губка, вставлялся букетик живых цветов, и его держали в руках либо прикалывали к платью. Некоторые из них были снабжены небольшим зеркальцем, в которое девушка могла посмотреть на себя или подглядывать за окружающими.

Трубка-одноглядка.

Театральный бинокль и пенсне.

А вот и бирюльки, такое известное слово и такой незнакомый предмет. Коробочка-шкатулочка размером чуть-чуть больше напёрстка, в ней - малипусенькие предметы быта. Это была игра. Честно - я не смогла разглядеть, что именно там было, ну, какие-то чашечки, чайничек по носику определила. Но кто-то же изготовил это из дерева!!!!! Я не смогла даже сфоткать.


Ломберный стол. На нём - лампа-бульотка, представляла собой канделябр с зелёным абажуром, высота которого регулировалась. Использовалась бульотка при игре - её ставили в центре стола, абажур устанавливали таким образом, чтобы карты в руках игроков были ярко освещены, а их лица оставались в тени.

Игральные принадлежности. Мел в бисерном чехле, щёточки для сметания этого мела с сукна, пресс для карт

Бювар - папка с бумагой для письма и конвертами, и хранения корреспонденции.

Сургуч, марочница, нож для разрезания бумаги, чернильница.

Чернильный прибор.

Ящик для дров, каминный экран, бюро, ниже - конторка и этажерка для газет. Этажерка хороша, воздушно-ажурная такая.



-----------------------------------------------------------------------------------------------

Вторая выставка, которая меня заинтересовала по названию - "Последняя дуэль". Художник Дмитрий Белюкин заморочился и к 225-ой годовщине со дня рождения Пушкина пишет целую серию работ, посвящённую дуэли Пушкина с Дантесом. Художник получил доступ к подлинными историческим предметами, в том числе и принадлежащим Пушкину, используя их в качестве натуры. Поэтому картины имеют историческую точность в деталях: костюмах, мундирах, оружие, деталях архитектуры. Всего 11 полотен, последнее не закончено, все, кроме последнего, датированы 2022г. Каждая из картин сопровождается подписью из слов свидетелей, биографов и историков.











А ещё в скверике у музея есть потрясающий памятник Александру Сергеевичу, отражающий его натуру, но почему-то доступа в этот скверик я не нашла. Памятник рассмотрела, похихикала. Но фотку пришлось взять из сети, уж простите.








11 комментариев:

  1. Наташа, спасибо тебе за рассказ о выставке " Приметы милой старины". Мне понравилось гулять с тобой по залам музея и фотографии рассматривать.

    ОтветитьУдалить
  2. Наташа,с твоими подробными фотографиями я теперь выставки посещаю)!
    Мне книжечка для записи партнёров на бал понравилась!
    А бирюльки я покупала лет 20 назад,я люблю всё мизерное и увидела гриб деревянный,а в нём мизерные предметы ,я и не знала тогда,что это игра,купила просто так,глаз радовать)А позже и про игру узнала. Предметы там разные бывают,грибочки,ягоды,кружечки,в общем,что мастер может сделать из дерева.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириш, спасибо!
      Мне вот покоя не даёт, как так-то? Раньше такие ювелирные бытовые вещички делали, всё такое маленькое, красивое, миленькое, в руках держать приятно. Сейчас технологии вперёд шагнули ого-го, а дизайн и исполнение какие-то топорные стали(((
      У меня слово бирюльки ассоциируется с бижутерией, я в детстве как-то услышала, что "бирюльки на себя нацепила, цаца". С тех пор у меня отвращение к переизбытку украшений, к бижутерии. А оказалось, совсем другое значение у слова)))

      Удалить
    2. Да,слово "бирюльки" и я в детстве слышала,но с игрой оно не ассоциировалось.

      Удалить
  3. А мы раньше через ворота с переулка заходили в школу - во дворе моя школа. В детстве я в этом музее много раз была, больше всего меня интриговала посмертная маска и помню, что какой-то макет гостиной или кабинета...Что-то такое с маленькой мебелью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, в той школе жизнь кипит. Я охранника спросила, как попасть в скверик, но он грубо ответил, что здесь школа, к скверу не имеет отношения, а сквер относится к музею. Столько слов, проще было показать вход.
      До маски я тоже дошла, не стала фоткать, но рассмотрела подробно. Сделала вывод, что некоторые рисунки и скульптуры изображают лицо Пушкина как-то карикатурно.

      Удалить
  4. ...Безвозвратно ушедшее время... к сожалению. Крупицы той красоты, увы... Наташа, спасибо:)
    Очень интересно смотреть и читать, пусть уж хоть это сохранится на долгие годы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо. Всему своё время. И надо отпускать, сохраняя память для потомков. И в наших руках сделать приметы нашего времени интересными. Меня порадовало, что в музее были дети, с классом, шумные и непоседливые. Но некоторые из них подходили к витринам и очень внимательно рассматривали экспонаты и таблички к ним, что-то обсуждали между собой. Не спугнуть бы интерес.

      Удалить
  5. Спасибо, Наталья! Мы в музее были не так давно, но этих выставок временных не было, мы другие рассматривали. Нужно будет сходить, это интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо! Сейчас музеи становятся всё интереснее и интереснее. Столько мероприятий, концертов, детские программы. Было бы время и желание.

      Удалить