Всем хорошего настроения и добра! Приветствую вас!
Выставку "Отличники" в Музее русского импрессионизма я приметила ещё до её открытия. А тут вдруг она к концу подходит, надо срочно идти!
О чём же выставка?
Когда молодые художники заканчивали своё обучение в Императорской Академии художеств и Московском училище живописи, ваяния и зодчества, то самым перспективным выпускникам выделялись деньги на пенсионерские поездки за границу в Старый Свет "для усовершенствования в искусстве" (именно лучших выпускников и называли тогда пенсионерами). В Европе они получали возможность ознакомиться с выдающимися памятниками прошлого, живописью старых мастеров, а также с актуальными тенденциями в искусстве.
Представлены картины художников разных поколений, и соответственно разных школ, так можно заметить, что Айвазовский, Семирадский ещё придерживались академической манеры живописи, а уже у Поленова и Репина появляются первые признаки импрессионизма, а уж Кустодиев, Бродский - яркие его представители.
Что писали художники в этих поездках? Портреты местных жителей, пейзажи, архитектуру, и просто картинки с пленэров. А также копировали картины великих мастеров.
|
Айвазовский. Часовня на берегу моря. 1845
|
|
Николай Ге. Итальянка. Этюд к неосуществлённой картине "Смерть Виргинии". 1857
|
|
Григорий Мясоедов. Голова итальянки. 1860-е
|
Вот, например, художник Генрих Семирадский в такой поездке определился с собственными пристрастиями и выбрал жанр, в котором будет работать всю свою жизнь - исторические картины на античные сюжеты.
|
Семирадский. Дорога из Рима в Альбано. Этюд. 1873 |
|
Г.Семирадский. Две фигуры у статуи сфинкса. 1876 |
|
Репин. Пейзаж с лодкой. 1876
|
|
Поленов. Ливень. 1874
|
Очень мне приглянулся этот портрет негра. Такая мимика хитрющая )))
|
Новоскольцев. Голова негра. 1883 |
|
Попов. Часовня на острове Капри. нач.1880-х
|
|
Смирнов. Утренний выход византийской принцессы к гробницам своих предков.1889-1890. |
Здесь я зависла на деталях. Мозаика и наряды - всё выписано.
|
Вельц. Город в горах. 1890 |
Иногда художники писали один и тот же сюжет с разных ракурсов, например, Поленов - старые ворота в Вёле, Нормандия. 1874
Или же вдвоём одну и ту же модель. Белая лошадь. Нормандия. 1874. Репин и Поленов.
Репин писал, что Италия очень скучная страна, единственное, что достойно внимания - это Везувий)))
|
Репин. Вид на Везувий. 1873 Поленов. На берегу моря. 1875 |
|
Поленов. Пёстрая шаль. 1874 |
|
Поленов. Голова натурщицы. 1875 |
|
Репин. Продавец новостей в Париже. 1873 Интересно, что продаёт он духи))) |
|
Репин. Украинка. 1875 |
|
Поленов. Черногорка. 1874 |
|
Ткаченко. В мастерской скульптора. 1891 |
Здесь получилось очень смешно - телефон пыжился и пытался поймать фокус, но картина сама по себе размытая.
|
Кустодиев. Ю.Е.Кустодиева с сыном. 1904 |
|
Исаак Бродский. Портрет Максима Горького. 1910 |
Здесь меня удивило немного размытое лицо и тело, точно написанное в импрессионизме, но чётко академически выписанная рука, как рабочий инструмент.
|
Бродский. Сказка. 1911 |
Тоже уже совершенно импрессионистическая картина, которую нужно рассматривать и издалека для понимания общего сюжета, но и вблизи для подробных деталей.
|
Бродский. Дети на берегу моря. 1910-11 |
|
Куликов. Итальянки. 1905 |
|
Дряпаченко. Улица вечером. 1912-13 |
Не все картины в стиле импрессионизма мне нравятся. Или слишком крупные грубые мазки, или точечная мозаика, кажущаяся примитивной. Например, следующие не тронули моего сердца.
|
Демьянов. На реке у белого моста. |
|
Демьянов. Барки.1913 |
Не знаю, какое отношение имеют следующий картины к импрессионизму, но тоже интересно было. Самая маленькая - Беляшин. Старушка за работой, копия картины Иозефа Израэлса. 1907-08.
|
Мясоедов. Голова старухи. Портрет итальянки Антониэтты. 1911
|
|
Яковлев. Мужской портрет. Эскиз для композиции "Скрипач" 1914 |
|
И это Яковлев. Козы. Майорка.1915. - что это? зачем, когда художник обладает таким мастерством (см. портрет выше)? |
|
Шухаев. Автопртрет. 1914 |
А на другом этаже были работы западных художников, у которых учились и кому подржали наши россияне в пенсионерских поездках, кто был с ними современниками и соратниками.
|
Камиль Коро. Колокольня в Аржантейе( дорога к церкви). 1855-60 |
|
Теодор Руссо. Коровы у водопоя. Перекрёсток белой королевы. 1860-62 |
|
Теодор Руссо. У водопоя. 1860-е |
|
Антуан Воллон. Натюрморт. Вторая половина XIXв |
|
Констан Тройон. Приближение грозы (у водопоя). 1851 |
|
Виржиль Нарцисс Диас Де Ла Пенья. Мельница на берегу реки. |
|
Шарль Франсуа Добиньи. Лондон. Вестминстер. 1866 |
|
Паскаль Даньян-Бувре. Благословение новобрачных. 1880-81 |
|
Андерс Цорн. Купальщица. 1897 |
Тоже интересная техника - размыто лицо и нагая фигура. При этом Репин называл Цорна "Паганини живописи".
|
Гастон Ла Туш. Ночной праздник на воде. 1896 |
Эта картина тоже стала испытанием для нервов фотокамеры))) Здесь мне нравится вода, задний фон. Но лица на переднем плане... хочется их дорисовать.
Вот так выглядят залы музея. Атмосфера уютная, приятно находится, есть, где посидеть, "ломают" пространство стены с колоннами наверху и проёмами в виде арок с вишнёвым нутром.
Ещё нравится мне в этом музее то, что некоторые картины доступны в объёмном варианте для тактильного знакомства (справа на фото), и некоторые картины сопровождают ароматы, составленные парфюмерами специально под конкретную картину (слева).
Честно говоря, мне ароматы показались очень похожими, я, конечно, не гурман, духами не пользуюсь и не разбираюсь в них совершенно. Но все запахи очень тяжёлые, перенасыщенные, и ассоциаций с картинами у меня не возникло.
|
Порфиров. Лавка старьёвщика в Венеции. 1892-95 |
Вот такая выставка завершит свою работу уже 21 мая.
__________________________________________________
-------------------------------------------------------
Ну, и несколько картин из основной коллекции Музея русского импрессионизма.
Моё любимое - Лето (1911) Николая Богданова-Бельского. Балдею от планов этой картины, их можно рассматривать по отдельности, и все вместе в гармоничной композиции.
|
Георгий Лапшин. Солнечный день в средиземноморском городе. 1928
|
|
Тит Дворников. У моря. Около. 1912
|
|
Николай Дубовской. Горная деревня. 1911 |
|
Дубовской. На Лаго-Маджоре. 1895 |
А находится музей на Ленинградском проспекте, на территории бывшей ранее очень знаменитой кондитерской фабрике "Большевик". И когда я была студенткой, нас направляли на работу на конвейер этой фабрики на пару-тройку дней. Вот мы тогда нажрались лома печенья "Юбилейное" и "Земляничное" (помните, было с двумя дырочками). И потом я лет 20 не могла его есть))) А сейчас тут бизнес-центр.
Наташа, спасибо!
ОтветитьУдалитьТак приятно смотреть на все картины, зависать на некоторых, да просто получить удовольствие от красоты!
"Талант не пропьешь!" (с) :)))))))
Ирина, спасибо большое! Да, картины интересные, есть над чем зависнуть, поразмышлять/поразглядывать.
УдалитьНаташа , спасибо . Получила эстетическое наслаждение. Здание красивое , а ощущение новодел... Или так на фото?
ОтветитьУдалитьАля, спасибо! Ты не поверишь, фабрика начала свою работу ещё в 1855 году! Так что здание глубоко дореволюционное. Когда её закрыли в 2012г, то проводили реконструкцию под бизнес-центр, но фасады особо не трогали, только подмарафетили немножко. Она всегда, сколько я себя помню, выглядела так пёстренько. А вижу я её часто, мимо постоянно проезжаю.
УдалитьА музей располагается вообще там внутри территории в цилиндрическом здании мукохранилища)))
И я как-будто в музее побывала) Забыла уже это чувство...
ОтветитьУдалитьСвета, мне приятно, что удалось тебя порадовать. Спасибо!
УдалитьПрекрасная выставка!
ОтветитьУдалить👍
УдалитьС удовольствием прогулялась по выставке, Наташа! Согласна с тобой в оценке картин. Обратила внимание на Айвазовского и на Ливень Поленова. Сколько там неба и воздуха! И у картин такая энергетика чувствуется.
ОтветитьУдалитьЛиля, спасибо! Айвазовский очень хорош, даже когда в картине 70% простого неба. Я надолго зависла у этого полотна.
УдалитьОчень красивая выставка! Спасибо за удовольствие! Не зря этих самых отличников отправляли "на практику", вот сколько красоты получилось))
ОтветитьУдалитьКатя, да, отбирали лучших, а самым лучшим ещё и продляли пенсионное содержание.
УдалитьСпасибо!
Я люблю этот музей и выставки, проводимые им, часто нахожу удачными, а именно эта не зашла. Чтож, и такое бывает: может зависит от настроения, может от попадания картин в мой вкус - почему-то очень быстро я все просмотрела и желания "подзависнуть" у картин в этот раз не возникло. Поленов пишет, что в этой пенсионерской поездке не создал ничего стоящего. Однако, вернувшись из нее, он имел четкое представление, что хочет сосредоточиться на русских пейзажах - может в этом для него и был смысл. Марк Копшицер "Поленов" - рекомендую книгу. @votudacha
ОтветитьУдалитьНастя, да, я тоже ждала от выставки бОльшего. Но всё равно интересно. Я всё пытаюсь понять импрессионизм. А здесь мне показалось, чуть ли не половина картин мало имеет отношение к нему. Например, зачем графика представлена была? Литографии? Для массовки?
УдалитьЯ думаю, что для художников это было очень круто - за счёт царской казны поехать по Европе, посмотреть, просветиться, обогатиться, набить глаз и руку, расширить кругозор.
К книге присмотрюсь, спасибо большое!
Thanks again for very good introduction of exhibit and your personal opinion about certain paintings. Especially impressive Maxim Gorky portret and a his hand painted differently. Difference on styles that painting little spooky. Haven't been in the museum for long time only artfairs recently. So thank you for pointing out details. It was very interesting. 😇👍
ОтветитьУдалитьЮля, спасибо большое! Я сама для себя иногда делаю мини-открытия, вот у Горького прям бросилось в глаза. А потом прочитала, что группа художников хотела писать портрет, как раз Горький тогда жил в Италии. И он никак не могу выделить время (или настроение) для позирования. А потом вдруг прислал: "Я готов" и несколько дней позировал по несколько часов. Интересный был человек тоже. Надо что ли в его музей сходить))
УдалитьЛюблю импрессионизм :))) Наташа, спасибо за экскурсию! :))
ОтветитьУдалитьНаташа, спасибо!
УдалитьСпасибо, Наташа! Интересно сравнить мысли и увиденное :))
ОтветитьУдалитьМы с удовольствием побродили-порассматривали, послушали экскурсоводов - четырех разных по пути нашего блуждания :)) к одной - пару раз возвращались, интересно рассказывала и не только про сами картины, но и про отношение Академии к "отличникам" и их привезенным из оттуда работам :)) они ожидали большего! тем более, за счет государства :))
Катя, спасибо! Да, картины нельзя сказать чтоб шедевры. Но это и было формирование интересов. И некоторым всё-таки продляли пенсионное содержание ещё на год. Для меня самое прикольное было - сравнивать парные работы, там ещё портрет мужской был, помнишь, почему-то я его не сфотографировала.
Удалить