20 октября 2024

Романовский музей. Кострома.

     Всем приятного и красочного октября!
   И последнее, что я хочу показать вам из нашей последней поездки - это Романовский музей - музей в Костроме, созданный в 1913 году к празднованию 300-летия династии Романовых, одно из наиболее известных построенных специально для музея зданий в провинциальных городах России. Музей художественный. В день моего посещения проходили две выставки: Вехи искусства и История в лицах и образах (в этом порядке и покажу).


Начинается экспозиция с религиозных предметов. Необычной формы кресты.




Старинные иконы из храмов. 
 
Икона "Рождество Христово" XVIIв.

Богоматерь Фёдоровская в расписной иконной раме.

"Плащаница" 1838? г. К началу XVIIIв. шитые плащаницы - редкость. Орнаментальное золотное шитьё становится уделом монастырских мастерских. В связи с этим заказы на плащаницы начинают исполнять иконописцы и живописцы. 

Две фигуры Святителя Николая Можайского, XVIIIв. Никак не могу привыкнуть в наших православных храмах к объёмным фигурам.

 
Резная икона "Страшный суд. XIXв. и фрагмент крупнее.


"Богоматерь Цесаревская" кон.XVIII - нач. XIXвв.

Далее залы с искусством XVIII - XIXв. В основном портреты, несколько повторений известных картин. В основном - неизвестных художников.
Я люблю рассматривать старые портреты, меня привлекают лица, особенно глаза, и одежды, в основном кружева и аксессуары. Ну и мимика и нестандартные позы тоже интересно отмечать, хотя лица такие вычищенные, что часто мимики практически и нет.
Много было предметов и картин из подмосковной усадьбы Архангельское, т.к. там идёт длительная реставрация.












Тропинин

















Маковский

Орловский. Стадо в лесу

Вот такие картины обожаю. Ну, пейзаж, вода, трава, лес вдалеке, лодочка на переднем плане. Потом я начинаю рассматривать близко-близко... и вижу почти по центру цаплю!
Крыжицкий

А ещё заметила у некоторых картин на стене приделаны коробочки с кнопочкой, наверное, аудиогид, я не попробовала включать, потому что в залах была одним единственным посетителем среди многочисленного отряда строгих смотрительниц советского образца, они и так крайне удивлённо топорщили брови и таращили глаза, что я фоткаю почти каждый экспонат))).

Левитан

Шильдер

Шишкин. Осенний пейзаж

Айвазовский. В Ливадии

Айвазовский. Закат на море

Айвазовский. Марина

Айвазовский. В горах.



На следующей картине "Утро в Венеции" меня заинтересовал левый край, где арочная дверь. Просто вся картина такая гладкая, ровненькая. А этот край, эта стена здания, как будто с выпуклыми частями, как будто штукатурка разрушается, трещинки. Специально фрагмент сфотографировала крупно - краска наложена объёмными мазками. Или это издержки реставрации?
Мордвинов


Иванов А.И.

Здесь обратила внимание на дугу по центру, что это, радуга? или залп из пушки с берега справа, и брызги из воды от взрыва слева? Салютуют? Название картины вполне мирное. 
Чернецов "Вид на Волге"


Чернецов. Вид Ипатьевского монастыря. 
А так похоже на итальянский вид))

Ладыженский

Похитонов.

Рождественский

А дальше на выставке "История в лицах и образах" пошли работы более современных художников, с 1940гг,  и соцреализм. Было очень много картин, на которых изображены простые люди, рабочие, передовики, сценки из трудовых будней и простой жизни. Такие счастливые лица, так они верили в светлое будущее... Мне нравится такие тоже рассматривать, потому что это уже было так в моей жизни.

Пименов

Малягин


Белых. В апреле.
Эта картина - почти копия фотографии из моего семейного альбома. Я родилась в апреле, и есть фото, где мама сидит с такой же коляской, на точно такой же лавочке, и тоже в апреле. Картина написана за год до моего рождения.

Назаров. Доярка

Белых. Волгарь родился.

Грошев. Красильщица

Малягин

Крылов. Сельский почтальон


Дальше были залы со стилями живописи, которые я не люблю, кубизм всякий, примитивизм, абстракция всякая и т.п.. Не фотографировала, просто ознакомилась.

Вот такой музей, коллекция очень достойная. Есть на что посмотреть. Выставки сменные тоже обновляются периодически. Так что могу рекомендовать. 


17 комментариев:

  1. Наташа, спасибо за фоторепортаж из чудесного музея! Здание музея сказочно красивое. Сервиз на подносе необыкновенный, я залюбовалась, услада для глаз!!! А фарфоровая фигурка девушки с корзинами цветов - это что-то умопомрачительное, как же можно создать такие рюши кружевные, не представляю, шедевральная работа!!! Но особенный восторг у меня вызвали картины с сюжетами и портретами советских времён, как я соскучилась по таким лицам, ностальгирую по полной!!! Портрет девушки за столом Малягина - на втором плане пушистая ёлочка - спаржа, у меня в деревне перед домом точно такая растёт ещё с советских времён, она старше меня, храню её бережно, это прямо семейный талисман! Ещё раз благодарю тебя за то, что поделилась с нами своими костромскими впечатлениями!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, большое спасибо за твои слова, меня тронули они.
      Я очень рада, что не я одна люблю картины советского времени, этот соц реализм, пусть и приукрашенный, но милые сердцу сюжеты и лица - это же прям в душу, каждый найдёт свой кусочек "оттуда")).
      Ну а старые мастера умели вытворять чудеса искусства, поэтому восхищаемся. Но ведь и современные есть уникальные мастера с новейшими технологиями, только они пока не по музеям, а жаль...

      Удалить
  2. Чудесная выставка. С большим удовольствием рассматривала картины на большом экране :). На море думаю, что подобие радуги в погожий день над водой. А вот в Венеции возможно художник хотел подчеркнуть итальянскую штукатурку. Она неоднородна и вся пошарпана (в Венеции)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, я про Венецию тоже сначала так думала, но уж больно ровное полотно по всей картине, а тут в самом краю, почти по кромке объём. Удивительно, но может оно так и есть, задумка автора, а не косяк реставраторов)))

      Удалить
  3. Как я люблю музеи! Прекрасная выставка! Интересные иконы! А какие картины!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Наташа, огромное спасибо за красоту!
    Какие лица на полотнах, браво художникам, спасибо работникам музея!
    Мы смотрим на портреты людей, которых уж нет, восхитительно, оказывается так просто окунуться в прошлое...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, вот совсем старые портреты - эти люди так далеко от нас, мне сложно представить их в жизни, они для меня как актёры в костюмах, или как неживые куклы. А советского времени портреты - это самые настоящие, живые, люди, рядом с которыми мы росли ))

      Удалить
  5. Наташа, твою прогулку по Романовскому музею я посмотрела с удовольствием.
    Спасибо за фото. Очень понравились портреты Малягина, почему-то его работы я совершенно не знаю, а они очень выразительные и запоминающиеся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, на выставке "История в лицах и образах" были представлены в основном костромские художники, наверное, они не так громко были известны. Работы Малягина трогают, да. А он был художником-оформителем на заводе.

      Удалить
  6. Спасибо большое за экскурсию! Очень люблю твои посты о культуре, музеях и поездках, они всегда особенно интересные

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, большое спасибо! Мне иногда кажется, что это никому не интересно, а ведь хочется обсудить с кем-то увиденное или просто поделиться.

      Удалить
  7. Наташа,мы не ходим по музеям,но с твоей подачи мне теперь захотелось что-нибудь посетить.Будем в Костроме,обязательно сходим.
    Над статуэткой в кружевах я прям зависла!!!Каааак такое можно сделать))
    И как ты замечаешь детали,которые незаметны при общем просмотре.Цаплю разглядела!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, а я люблю музеи. Но не люблю высосанные из пальца - типа музей утюга, музей хлеба, музей граммофона. Хотя и в них бывает что-то интересное. Но я больше по истории и классическому искусству. Или какой экзотике. Муж не соглашается в краеведческие музеи заходить, говорит, что в них во всех одно и то же ))
      А детали замечаю, потому что рассматривать люблю. Иногда чувствую интуитивно, что есть в картине какой-то подвох, присматриваюсь, и вот - цапля.
      Одно огорчает - теперь мне в музее без очков делать нечего))
      А когда-то мы с мужем ходили в Третьяковку на Похитонова, у него картины маленькие, он их китовым усом и конским волоском писал, так я увидела на сайте Третьяковки, что люди в зале, а картины выше голов висят, и не постеснялась взять капитанский бинокль! Сотрудники галереи были в шоке.

      Удалить
    2. Вот с биноклем это вообще креативный подход!))А что,если удобно))
      А я в музей утюга сходила бы,мне нравится рассматривать старинные утюги,у меня даже есть один угольный!))

      Удалить
  8. Наташа, спасибо за прогулку по музею. Я в этом году столько музеев посетила, а ни про один не рассказала и не написала..очень понравились картины середины 20-го века. Это близко и так далеко одновременно. Пейзажи завораживают. Да, их надо рассматривать близко, чтобы увидеть . Я только начинаю замирать у картин, а не бежать, сломя голову от картины к картине.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиля, вот так с опытом приходит осмысленное любование искусством и насмотренность. Жаль, что у тебя не хватило времени рассказать про музеи.

      Удалить