15 октября 2024

Один день в Плёсе.

Левитан. Золотая осень.

Поездка в Плёс у нас была в планах очень давно. И мы хотели попасть в это место непременно в пору "золотой" осени. Но путь от Москвы до Плёса занимает не менее 6 часов (400 км), а осенью темнеет рано, поэтому выходило, что на дорогу туда-обратно нужно закладывать два дня. А трёх выходных осенью у нас нет, только в ноябре, когда уже очень холодно и мрачно. А в этом году случился маленький отпуск и, благодаря погоде, совпал с "золотой" осенью. И мы решили - Плёсу быть! Поездка заняла 4 дня, два из которых в дороге, и два на осмотр достопримечательностей. Поскольку в самом Плёсе жить почти нереально, цены зашкаливают, мы решили поселиться в Костроме, а в Плёс съездить из Костромы на один день, благо всего 60-75 км в зависимости от того, какой путь выбрать. Мы выбрали дорогу, которая включает в себя переправу на пароме, а обратно по обычной дороге.

И вот мы на берегу Волги в районе Красного-на-Волге ждём паром, который отправляется с противоположного берега. И любуемся берегами. И рекой. Жаль, погода не захотела нас побаловать, суровый ветер пробирал до костей, и мы ни разу не пожалели, что утеплились основательно.

Мы в четвёртый раз переправляемся на пароме через реку, два из них - вместе с машинкой. Честно говоря, мне всегда немного волнительно))

И вот мы доехали до Плёса. Въезд в город не разрешён, поэтому оставляем машину у шлагбаума на территории местного рынка, и дальше пешком.
Плёс расположен на высоком берегу, настолько высоком, что самые посещаемые места - гора Соборная и гора Левитана (а ещё в городе есть даже горнолыжка). Дома малоэтажные, в основном частные, какие-то сохранились или восстановлены, а какие-то перестроены или построены заново.
   Первым делом мы отправились на Соборную гору. Здесь два основных объекта - Успенский собор, который был закрыт на ремонт, и краеведческий музей. И несколько смотровых площадок, с которых открываются потрясающие живописные виды.

В краеведческом музее была заявлена выставка работ Левитана из коллекции Русского музея. Мы соблазнились посмотреть, но оказалось, что выставка - всего лишь одна комната, в которой в стеклянных витринах располагалось около двух десятков картин и этюдов. Внимание по-настоящему привлекла всего одна картина - "Тропинка в лесу. Папоротники".

Выйдя из музея, мы отправились смотреть "натуру". Вид с горы напоминает какой-то игрушечный городок - домики с разноцветными крышами ютятся на склоне горы, перемежаются осенними деревьями, и среди них выделяются своей устремлённостью в небо колокольни и купола храмов.

Вид на Волгу вселяет какое-то умиротворение, огромная вода, великая река, видавшая разное на своём долготысячелетнем и многокилометровом пути... (а вы помните, что длина Волги около 3500 км?)))

Ну что ж, по вымощенной камнями тропе спускаемся вниз на набережную. Очень атмосферно и в гармонии с природой. Позже на выставке из архивов в музее Левитана мы увидели именно эту тропу на старом фото, и именно она стала самым ярким впечатлением от поездки у моего мужа (он видел своими глазами и пощупал своими ногами то, что видел и где ходил Левитан )))

По ходу нашей прогулки много домов, сохранивших исторический облик, почти на каждом доме памятная табличка о краткой истории, исторических хозяевах и архитектурной ценности дома.

Понравился памятник Шаляпину, очень классный, характерный, я люблю такие больше, чем классические. За его спиной композиция "Оля и Гудок".

Река Шохонка впадает в Волгу и отделяет две горы друг от друга, образуя живописные склоны. Никогда до этого я не видела так красиво пожелтевшие камыши.

Прогулялись до дома-музея художника Исаака Ильича Левитана. Он здесь снимал комнату в мезонине на лето.

"Местные домовладельцы сдавали приезжим свои дома. Именно в эту пору "дачного" Плеса, тихого заштатного городка, приехал сюда вместе с друзьями московский художник-пейзажист И.И. Левитан. Его спутница, художница С.П. Кувшинникова, вспоминала позднее: "И вот весной 1888 года снова втроем мы поехали в Рязань, сели на пароход и пустились вниз по Оке. Попробовали остановиться в селе Чулкове, но долго там не ужились. <> Наконец добрались до Плеса. Он сразу нас обворожил, и мы решили остановиться. Привлекла нас больше всего та маленькая древняя церквушка, которую потом не раз принимались писать и другие художники, да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим". В Плесе художники прожили лето 1888-ого и два следующих лета. Жили почти по полугоду, с весны до поздней осени, возвращались в Москву последним октябрьским пароходом."

уголок в предметами, которые окружали Левитана и людей того времени.

Картин самого Левитана в музее немного.
Левитан. Крымский пейзаж.

Левитан. Овраг с забором.

Левитан. Закат на Волге.

Левитан. Волга.

На втором этаже этого дома как раз располагаются две съёмные комнаты, в которых жили Левитан и его спутница-коллега Кувшинникова, скромные, совмещённые спальни с гостиной и мастерскими художников.

От музея Левитана поднимаемся на вторую гору - гору Левитана. Дорога вначале каменистая, выше переходящая в крутую деревянную лестницу.

И на горе, кроме живописных видов напротив горы Соборной и Волги, находится  храм, который очень похож на тот, что так привлёк внимание художников остановиться именно в этом месте, и который Левитан изобразил на своей картине "Тихая обитель".
    Эта Воскресенская церковь (1699 г.), полностью деревянная, даже иконы внутри резные, но мы это не увидели, т.к. висел замок на двери. Зато я побродила по Петропавловскому погосту, поразглядывала деревянные кресты на старинных могилах, самые старые из которых датируются XVIв..

Левитан. Над вечным покоем.

Левитан. Вечер. Золотой Плёс.

Палитра в росписями художников. Необычно.

После этого мы решили ознакомиться с единственным в России Музеем пейзажа. Но про него я сделаю отдельный пост.

Ну и пообедали ставшими уже знаменитыми Плёсскими углами - это такие открытые пирожки, которые похожи на примятый кулёк из теста с вкусной начинкой, мы взяли с копчёным лещом, минтаем и курицей, а вместо кофе - горячая уха.

Уже смеркалось, и мы отправились обратно в Кострому. Там нас ждала тёплая уютная съёмная квартирка и горячий ужин.

Плёс очень небольшой городок, похожий на дачный посёлок. Он не для образования и кругозора. Он для любования - просто бродить, релаксировать в тишине и красоте. Здесь всё заточено под туристов, и этим немного портит атмосферу. Но мы очень рады, что ещё одна наша мечта осуществилась!

1. Наташа, как хорошо, что вы утеплились основательно. Ведь у природы нет плохой погоды, есть одетые не по погоде. Отличная поездка у вас с мужем состоялась. Молодцы!
    Плёс - это же рай для художников. Вы тоже "натуру" посмотрели, приобщились к живописи, можно сказать.
    Стакан ухи, ха-ха-ха, смешно))

1. Наташа, спасибо большое! Да, утеплились мы основательно, по две куртки взяли, по две пары обуви на разную погоду - на машине можно сколько хочешь вещей нагружать. В Костроме оказалось холоднее, чем в Москве почти на 8 градусов. Зато отопление уже было!
      Я очень здорово вдохновилась, рисовать, наверное, не начну, но пока под впечатлением хожу. И так мне красиво всё вокруг!

2. Наташа,рада за вас! Смотрю на фотографии и все места узнаваемы)
    На пароме я бы не рискнула переправляться,мы из Костромы по ближнему берегу приезжаем.А в этом году через Иваново здили и от Владимира по платке.

1. Ира, спасибо! В этом году мы с тобой друг за другом ездим)))
      А почему не рискнула бы на пароме? Это ж прикольно, новые впечатления.

2. Мы когда-то ездили на пароме в Крым,очень для меня волнительно было,а ведь там огромный паром-пароход.А здесь такая маленькая платформа,бортиков нет,страшновато))

3. Ира, как нет бортиков? Ты что! Есть ограждение на уровне пояса (моего)) Там даже регулировщик-человек расстанавливает машины, как он знает что будет правильно.

4. По пояс!)))Тогда я спокойна))
      А вообще меня всегда поражало умение регулировщиков расставлять машины впритык друг к другу,что дверь не открыть!Даже фуры впритирку стояли)

5. Ну, мы-то в этот раз переправлялись - всего четыре машины было, правда, одна из них типа газельки, но поменьше. И было свободно.

3. Как здорово читать такие посты, узнавать, кто что увидел по новому в одних и тех же местах! Это я провожу параллели с путешествиями Ирины:)
    Наташа, спасибо за рассказ!
    Очень красиво!

1. Ирина, спасибо! Да, это очень интересно - сравнивать впечатления разных людей. На то мы и разные.

4. Какой исторический город! Памятник Шаляпину! Музей Левитана! Переплава на пароме! Как все необычно! Здорово!

5. Наташа, вот ещё одно интересное место в копилку впечатлений. Фото надо рассматривать на компьютере- так красиво. А если бы ещё солнышко, то райские пейзажи были бы. Молодцы вы!
    Я не рискнула свернуть с дороги и поехать в Плес. Но он у меня в планах, ты же знаешь.

1. Лиля, да, давно хотели, и вот. Фото точно надо на компьютере смотреть, я для этого вставляю в блог большие фотографии, чтобы можно было рассмотреть подробности.
      Если без машины, то хорошо на экскурсионном автобусе в Плёс съездить, и довезут, и расскажут, и проведут, куда надо.
      Солнышко нас не захотело сопровождать.

6. Замечательная поездка! Молодцы!

7. Шикарные места! Молодцы, что утеплились, что местной кухни поели (вот они молодцы, я б с удовольствием прихлебывала рыбным бульоном такие пирожки!). Очень все атмосферно! Я паромов до жути боюсь, хотя в детстве постоянно на них на машине переправлялись, когда по грибы ездили. Но там речка небольшая, тихая.

1. Наташа, спасибо! Да, я специально большие фото вставляю, потому что и сама обожаю рассматривать в деталях. А Плёс надо именно рассматривать.
      А стакан ухи - это и не бульон вовсе, это пюрированная уха, но жидкая, как капучино )) и очень горячая и ароматная, с рыбным пирогом да по замёрзшим носам - идеально. Но! Я никогда бы не додумалась делать пирог с копчёным лещом!
      А вот рыба копчёная там продавалась, так я побрезговала бы такую покупать, она была аж чёрная, и воняла жидким дымом, хотя мне торговка доказывала, что это пахнет ольховыми опилками, но мой нос не обманешь. Но в конце мы нашли палаточку, где продавалась нормальная копчёная рыба, и купили кусочек сома.
      А знаешь, сколько там в ресторанчике стоил комплексный обед? 3500! я чуть не упала.

2. Вставлю свои пять копеек,мы в рестораны не ходим,но видим огромные очереди летом.Там везде очереди,не смотря на такие цены.

8. Как хорошо, что сохраняют такие уголки страны как кусочек застывшей истории, как-будто окунаешься в прошлое...Только добираться далеко) И по горкам ходить не каждый сможет однако))

1. Света, согласна с тобой, очень хорошо, что хранят историю. Добираться далеко, это правда.

9. Наташа, какая классная поездка получилась у вас с мужем!!! Место вдохновения и любования природой!!! Спасибо за фоторепортаж, я часто после твоих рассказов оказываюсь в тех же местах, может быть и в Плёсе побываю!