02 ноября 2023

Генеральная уборка к Новому году.

Уборка, уборка,
Перейди на Егорку,
Стирка на Ирку,
Глажка на Машку,
Готовка на Вовку

А мне на море путёвку!

Соорудила по вашим пожеланиям пост. Потому как крайне актуально. Чтоб сохранить душевное и физическое здоровье к празднику.

Все мы разные, поэтому мои методы могут вам не подойти. Даже скорее всего не подойдут. Но я поделюсь, мне не жалко.

Я очень ленивая, и перспектива сделать такую уборку прямо перед праздником да ещё и за одни выходные погружает меня в паническую депрессию и предчувствие смерти. Невооружённым глазом понятно, что это невозможно. Но это не означает, что не следует и браться. Нет, конечно, как выход - вызвать клининг, и они управятся за один день. Наверное. Но я им не доверяю, да и задолбаетесь оговаривать с ними объём работ до мелочей, а в стандартной опции мелочи они не делают.

Поэтому в прошлом году я придумала расписать всё, что я хочу сделать, подробно по пунктам, и распределить по дням в том объеме, который будет легко выполнить. Так моя уборка растянулась на два месяца, зато никто и не заметил её, хотя все поучаствовали.

Итак, если вы хотите попробовать так же, то вот вам инструкция с моим опытом. 

Отдельно хочу отметить, что уборка и наведение порядка - это два совершенно различных вида деятельности, их нельзя путать и нельзя совмещать. Уборка делается тогда, когда все вещи уже на своих местах, уборка не предполагает наведение порядка в шкафах, и тем более в кладовках и на антресолях, это удобнее приурочить к весне, когда идёт замена гардероба, когда хочется обновления и легче избавляться от хлама. В общем уборка - это отмыть, отчистить, отполировать, постирать.

Ещё уборка делится на  генеральную и поддерживающую (ежедневную, еженедельную). И если вы не делаете регулярную поддерживающую уборку, то на генеральной точно можно будет убиться.

Приступаем. 

1. Составьте подробный список всего, что вы хотите помыть, почистить, отполировать.

2 Теперь нужно определить последовательность дел. Я делю дела по неделям и выписываю каждую неделю на отдельный листок. На неделю стараюсь брать похожие дела по месту, или по средствам уборки, или ещё по какому-то только мне понятному признаку. При понедельном планировании удобнее вести отсчёт от конца к началу, т.е. от 31декабря к сегоднящнему дню. И самое первое, что нужно будет отмыть - это то, что вы обычно моете 1-2 раза в год.

А что вы планируете сделать в самом конце, перед самим праздником? У меня это протереть пыль в видимых местах, пропылесосить и протереть полы, и освежить санузел - на двоих это полчаса времени, муж у меня спец по пыли. В этом году эти дела - на 30 декабря.

* Далее удаляемся от дня "Икс": могут не сохраниться и быть заляпанными раньше времени зеркала, стёкла, полированные и глянцевые поверхности (у меня это зеркальные двери шкафа-купе, дверки шкафчиков в комнате и кухонные фасады плюс варочная стеклокерамика. Всё, больше в предпоследнюю неделю я не успею ничего.

* Кухня - самая трудоёмкая комната. Фасады, духовка, вытяжка, микроволновка, посудомойка. Разобрать и освежить холодильник - он должен быть готов принять в себя всё праздничное меню на две недели вперёд))) , а также вступить в Новый год без просрочки и прошлогоднего амбре. 

* В ванной мою стены, саму ванну, под ванной, вентиляционные решётки. Стиральную машину на режим очистки после промывания вручную резинки, фильтров, лотков и под ними внутри машины. Фасады и крыши мебели. На ночь "Крота" в стоки.

* На кухне и в прихожей в планах тщательно отмыть линолеум, особенно в углах и вдоль порожков (вы смотрите по своим потребностям и покрытиям). Не обхожу вниманием плинтуса по всей квартире и цоколи мебели. Розетки и выключатели. Двери во все помещения (включая их верхний торец) и входная дверь. Если есть тамбур - и его сюда же.

* Ещё я запланировала освежить ковер и два дивана, специальными насадками тщательно выпылесошиваю всю обивку, все складочки, бока, заднюю часть, всё, что доступно, потом замываю пятна, даю просохнуть. В диванных ящиках пылесошу. По возможности под диванами. Декоративные подушки в стирку или на тематическую замену. У меня нет спальни, но если она у вас есть, то те же манипуляции с кроватью.

* Моя фишка (даже я бы сказала фетиш) - чистые окна всегда. Да и освежить стеклопакет - 5 минут времени. К окнам цепляются шторы (снять и закинуть в стирку - 5 минут), подоконники (пару минут) и батареи под ними (освежить пара минут). Итого по чесноку, если не отвлекаться, одно окно занимает 20-25 минут времени, с помощником быстрее. У меня 3 окна, работы на час. Если будет настроение, то могу и у сына в комнате помыть, а так он сам. В эту же неделю я добавляю стирку, глажку и развешивание штор, у кого есть тематический текстиль, то самое время достать. Но окна зимой удобнее и логичнее мыть в оттепель, поэтому жду подходящий день.

* Самая отдалённая от праздника работа и как раз та, с которой должна начинаться любая уборка - верха́. Это потолки, люстры, карнизы и крыши всех высоких шкафов и стенок, всё, что вы не сможете достать без стремянки или стула. Потолки я не трогаю никогда - чур меня))) Хрустальную люстру я мою с помощью мужа, с остальными справляюсь сама, со съёмными плафонами - посудомойка. Верха́ шкафов мне тоже помогает протереть муж, а я полоскаю и подаю ему тряпки. Если вы фанат стерильности, то сюда же стены, я их тоже предпочитаю не трогать. Ну и декор на стенах, соответственно - это всяческие картины, парадные портреты семьи, вышивки и прочее... Самое адское - крыша кухонной мебели, тут я не жалею мебель, а жалею себя, мою Азелитом, это быстро. Мне кажется, что это самая трудоёмкая часть. Если у вас свободного времени на уборку немного, то поделите это всё на два списка (на две недели).

3. Теперь берём эти бумажки с недельными списками работ и распределяем по календарю. Я вклеиваю в ежедневник на каждый понедельник. Можно просто сверху на листочках даты подписать (например, неделя с 4 по 10 дек.). Так я буду ещё в начале недели знать, что мне нужно успеть до конца выходных. Мелкие дела можно успеть вечером в будни, что-то поручить членам семьи. Начинаем с конца года. Также учитываем нагрузку, которая у вас будет в ту или иную неделю, например, если ожидается аврал на работе или другие энергозатратные дела. После распределения листочков по неделям вы будете точно знать, когда начинать уборку. В прошлом году я начала в середине октября. В этом начну после ноябрьских праздников.

4. По ходу исполнения я не рекомендую сильно превышать план, даже если у вас есть силы и время, лучше сделать что-то для себя любимой или просто помечтать о том, что вас ждёт в новом году. И не корить себя за неверные шаги. Новый год наступит в любом случае, даже если вся ваша генеральная сведётся только к маникюру. 

Кстати, а вы уже записались на желаемые перед праздником процедуры красоты и ухода за собой? И решили, во что нарядитесь? И выбрали хотя бы примерно досуг на каникулы?


Нажитые непосильным трудом лайфхаки:
- Посудомойку собрались чистить специальными таблетками? Зачем гонять вхолостую? Я складываю в неё кухонный декор: крынка, два кувшина, кошка-копилка, вазочки, подставка под горячее, силиконовая прихватка, всё не пищевое (конечно, сюда не подойдёт хрусталь и прочая нежнятина, которую можно испортить).
- Лучше взять больше тряпочек, чем постоянно бегать их полоскать. Потом просто закинуть их в стиралку. Всё, что умеет техника, не жалейте поручать ей.
- Самые ходовые средства для чистки у меня - вода, сода и уксус, собственно они и являются составляющими бытовой химии в красивых дорогих бутылочках. И имейте в виду, что если вы используете бытовую химию, то по идее её положено смывать, иначе к химической плёнке, которую создаст средство на любой поверхности, пыль и грязь прилипнет быстрее и задержится подольше. Лично мне лень смывать, поэтому я её использую только на самосмывающихся поверхностях - в унитазе и ванной. Ну, на зажиревшей кухне ещё приходится "химичить", тут без вариантов. Стёкла, зеркала, окна, полы мою только водой. 
- Одна салфетка из микрофибры заменит вам гору тряпочек, её специально придумали, чтобы она вбирала в себя пыль и грязь в несколько раз больше, чем хлопок и проч. Но есть секрет ухода за ней, чтобы она не потеряла свои свойства как можно дольше - не использовать с микрофиброй химию, особенно хлорную, стирать вручную хозмылом и не сушить на батарее.


Давайте здесь в комментариях поделимся своими наработками и секретиками. 

22 комментария:

  1. Верха кухонных шкафов накрываю бумагой, видела совет, что накрывают пищевой пленкой. Иначе я боюсь, что не отмою ее. С появлением в доме микрофибры я перестала покупать средства для стекол - даже со стороны проезжей части стекло отмывается отлично. А уж зеркала и стекла дверей, картин и даже смесители хромовые в ванной - вообще на раз. Помимо микрофибры (с ней я использую только воду) есть еще меланиновые губки. Отлично отмывают грязь с поверхностей, особенно гладких. Да, они "тают", но клавиатура просто блестит :))) Причем тереть не требуется. Я обычно беру еще бумажное полотенце, чтобы сразу убирать грязную жидкость.
    Использую полироль - с ней и запах в квартире приятный, и пыль оседает реже. После мытья верхов сразу отправляю в стиралку покрывала и чехлы диванных подушек. Потолки мою. Стены - отдельная песня :). У нас обои. Не моющиеся. 1-2 раза в месяц я их "мою". Купила в отделе автоприбамбасов большую пуховку :) В отделах для уборки она тонкая, маленькая, хлипкая. А автомобильная - монстр! :))). Я ее окунаю в воду (или под струей воды, чтоб вся намокла), очень хорошо стряхиваю над ванной - она остается приятной влажности. И вот этой пуховкой прохожу по стенам. За счет большого размера несколько взмахов - и пыли на стенах нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, этой же пуховкой выуживаю пыль из труднодоступных мест (между шкафами, к примеру)

      Удалить
    2. Наташа, спасибо за отклик!
      Да, я раньше тоже накрывала верха кухонной мебели, только полосами ткани из старых простыней, рвала их в размер шкафчиков, и приклеивала на мыло. Не знаю, почему я отошла от этого в данной квартире.
      С меламиновыми губками я так и не подружилась. Тоже не понимаю, почему, наверное, мне просто они тактильно неприятны своим нескользящим свойством.
      Полироль тоже использую, как раз один раз в год, перед НГ. Ею натираю стенку в комнате и все двери (они у меня со шпоном).
      Пуховка - это ты имеешь в виду пипидастр? У меня их два, тоже никак не привыкну. В этом году хочу хрустальную люстру не снимать всю, а именно пипидастром попробовать смахнуть пыль.
      А у тебя реально пыль есть на стенах и потолке?

      Удалить
    3. У нас "пыль" везде, ты ж помнишь, я рассказывала о наших песчаных бурях :)). Почвы и климат такой, что пыль оседает на всем. Ну вот если стекла в картинах не вытирать, они же становятся пыльными? А стена чем хуже? :)))) Пуховка, да, пипидастр или щетка антистатическая больших размеров :). Но именно пыль я ей не вытираю, ничего не дает, у нас пыль ... "жирная", а не летучая, надо влажной тряпочкой. А вот условно влажной пуховкой протереть стены - оно самое, тереть я их все равно не могу. Люстру я однозначно мою, снимая все эти хрусталики... Губку меламиновую надо смачивать водой и слегка отжимать, вроде скользит нормально, но я ей пластик мою, фасады кухонные прям на раз отмывает. Но от нее воды грязной много, поэтому я тут же бумагой собираю, а после влажной фиброй прохожу - ляпота! И быстро :))

      Удалить
  2. Наташа,ты отлично всё расписала,всё по полочкам! Пройдусь у себя и выпишу все пункты.Попробую частями убирать)
    Про несколько тряпочек ты хорошо придумала,я как-то двумя всегда пользуюсь,а надо взять побольше.
    Прочла Наташин комментарий и точно,я на кухонные полки сверху бумагу стелила,а на даче забыла про этот метод))
    У меня каких-то особых приёмов нет,всё по -старинке.Если вдруг чего вспомню,напишу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо!
      Попробуй, мне будет интересно, получится ли. Вообще чужой опыт перенимать - сложно, потому что свои личные убеждения и привычки сильнее. Но я лучше не буду генералить, чем убьюсь, поэтому и появился такой метод.

      Удалить
    2. Я сама генералить лучше не буду,чем надрываться,прошли те времена,подвигов на уборке))Но новые методы интересно применить,тем более они наработаны годами и действуют! У меня вот пуховка не прижилась,по мне гоняет пыль с места на место,я лучше редко,но метко мокрой тряпкой))

      Удалить
    3. Я только стены и то влажной пуховкой протираю, мокрой тряпкой их нельзя - немоющиеся.... А так, да, гоняет пыль :)))

      Удалить
  3. Наташа, это грандиозно! У меня в последнее время нет ни сил, ни желания, ни вдохновения на уборку, поэтому стала убираться реже и делаю всё поэтапно. Но я не записываю план, стараюсь в голове держать все пункты. Один день - чистка сантехники и помывка пола в ванной и туалете, на другой день - полы мою в комнатах и кухне, в другой раз пыль могу протереть, но на это особое вдохновение нужно теперь, раньше регулярно с пылью боролась, сейчас - лень. На прошлое 8 марта в подарок заказала мужу робота-мойщика окон, теперь пользуюсь им с удовольствием и дома и в деревне, он же моет зеркала, можно и кафельные стены им помыть (средство для кафеля купила, но никак не займусь этим), а окна и зеркала моет вполне прилично и качественно, тем более, что у нас 9 этаж. С удовольствием пользуюсь беспроводным пылесосом, который с контейнером на ручке, очень нравится, сначала им прохожусь по квартире, потом могу протереть влажной тряпкой, а через раз могу и не протирать, чисто. Больше всего не люблю мыть полы, потому что больше времени занимает передвижение разных предметов и мебели с места на место, которые захламляют квартиру. С меланиновой губкой я тоже не подружилась. А люстр у нас почти нет, потолочные светильники в основном. Не люблю гладить, потолок не мою, стены у нас местами покрашены, местами оклеены обоями. Иногда приходит вдохновение и я, увидев какой-то непорядок, начинаю что-то делать и паровозиком другие дела переделываются. Посудомоечной машиной у нас муж руководит, от и до и всякие средства для неё сам приобретает, я даже не пытаюсь, потому что могу вывести из строя моментально одним нажатием не на ту кнопку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо!
      У меня тоже желания нет. Но и когда вижу, или даже просто знаю, что уже нечисто, меня прям коробит. Поэтому вот такая поэтапная работа. Генералю я всего три раза в год, весной, когда хочется обновления, и после лета, когда наступает пора гнездования. Причём в эти разные уборки я некоторые моменты не повторяю. Вот люстры и шторы - только к Новому году. Зато не трогаю постельные принадлежности, которым время - летняя жара. С цветами, горшками, землёй разбираюсь серьёзно только по весне. С лоджией весной и осенью. Весной или летом - коврики в прихожей. Как-то так.
      Окна я сама люблю мыть. А вот робот-пылесос Нафаня - мой лучший дружок после стиралки и посудомойки. Техникой руководить никому не доверяю!

      Удалить
  4. Потрясающе, Наташа! Такой детальный подход и еще и пост написала!
    Всё, что умеет делать техника - не жалейте поручать ей, это вот про меня :))
    Верха все накрыты пленкой, это ужасно удобно - снял, протер-ну для скрипящего блеску :)) и снова накрыл пленкой. У меня родители ругались, когда я и у них так сделала, но сами уже залезть вымыть не могут, так что оценили такой вариант уборки )) еще у нас пленка на стене с плитой, тоже удобно - не отмывать капельки жира, а пленку заменил и снова красота. а кафель отмывать долгая порой история..
    Окна тоже люблю чистые всегда, в московской серости они добавляют света. Ну и надо вымыть стиралку, спасибо! :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо!
      Ты имеешь в виду стрейч-плёнку? У меня от неё мурашки и судороги ))) Но если перетерпеть... может быть...
      Вот не первый раз слышу, что кафель тяжело отмывать, у меня фартук из панели ПВХ, проблем нет. Но хотела делать ремонт и смотрела в сторону кафеля. Значит, не стоит? Самые проблемные швы?
      Вообще для жира Азелит - просто находка!

      Удалить
    2. я пищевой закрываю\потому что дома всегда есть )), Наташа. Она тоньше и не так скрипит, а функционал такой же - пыль собирает на себя.
      Кафель -да, еще и замазка в швах стирается+цвет меняет, когда моешь, довести до идеала сложно) а если уж взялся мыть - то до идеала, не иначе
      Азелит мои руки не любят, даже в перчатках, приходится иные средства использовать

      Удалить
    3. Катя, спасибо, наверное, в этот раз всё-таки попробую плёнку.

      Удалить
  5. Ой, Наташа! Я потихоньку тоже начала растягивать уборку на время. Раньше все делала в один день. Были подвиги... Теперь потихоньку. И тоже три раза в год. Перед Пасхой, после лета и к НГ. Окна мою чаще. Шкафчики на кухне покрываю пленкой. Я думала, что у меня одной без вытяжки все жиром зарастает. И да, Азелит выручает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиля, я вот анализирую и думаю, что это? Старость или мудрость наступает?))))
      У меня и вытяжка есть, а всё равно всё в жиру.

      Удалить
  6. Блин, я ещё вчера этот пост прочитала и чувствую себя свинья свиньей🙈🤣 Наташ, ты столько всего моешь! На кухне вот это классный совет застилать верх чем-то, а у нас там см 5 под потолком, толком не влезть протереть, страшно представить, что там творится... а что такое Азелит, я даже не знаю😅 а какой марки у тебя робот пылесос? Наш xiaomi отработал года 1.5 и сдох, у сестры та же история уже со вторым( учитывая, что стоят они не три копейки, хочется купить такой, который отработает хоть несколько лет без нареканий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, каждый делает в меру своих сил, возможностей и представлений. А почему ты не привлекаешь помощников, у тебя их вон сколько!
      Азелит - супер средство, только надо аккуратно, в перчатках, и новые поверхности пробовать сначала в незаметных местах, а то может разъесть и оставить следы.
      Робот у меня Прларис, недорогой, купила в2020г. Через 2,5 года меняли аккумулятор. Может у вас тоже не сломался, а просто батарея исчерпала свой срок?

      Удалить
  7. Сколько всего интересного для себя узнала) Очень мне нравится твой подход к генеральной. Четко, ясно и логично. Как говорится каркас, а дальше сама-сама. Согласно своему укладу жизни. У нас только верхи, углы, окна можно сделать заранее, а дальше мартышкин труд. То есть те места куда просто так не дотянешься. Зеркало помоешь, Андрюшок его ляпает итд. Исходя из этого уборку делаю на последней неделе. Причем, я не перфекционистка и мне это по жизни помогает. Главное правило чисто выглядящей квартиры- пустые полы ( без всяких там коробочек пакетиков) и чистые, не захламленные горизонтальные поверхности. Ну и идеальный санузел. Из технических помощников только посудомойка, которая вторую неделю сломанная стоит; стиралка и обычный пылесос. Робот-пылесос; микроволновка и многое другое нам никак нельзя. А пыль со стен я обычной белой хлопковой тканью протираю. Хорошо выжатой. Причем, тряпок у меня несколько. У нас обои флизелиновые

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анжелика, благодарю! Да, мне понятна твоя ситуация. И согласна с твоим подходом - пустые полы и горизонтальные поверхности, но всё-таки это к наведению порядка. Уборка - это именно намыть, убрать грязь, пыль, пятна. А генреральная - залезть туда, куда не каждый день полезешь - верха и "подполья")))

      Удалить
  8. Наташа, читаю пост по четвертому раза...
    Спасибо огромное, что расписала весь свой алгоритм))
    Про "взять кучу тряпочек с собой" - это гениально))
    Про окна, буквально вчера сосед спрашивал: "А сколько раз в год положено мыть окна?" ))) Он живет один в частном доме, но вот тоже хочет соответствовать))
    На эту неделю как раз себе наметила, посоставлять планов на генеральную уборку. Причем придется и дачу привести порядок (тут видимо и будем встречать НГ), и квартиру).
    Из новых устройств у меня появился беспроводной пылесос, его фишка в том, что у него сама щетка еще двигается и как бы выколачивает пыль. В итоге и все волосы засасываются, а то это была моя боль, нас 3 девочки живет, волос на всех ковриках всегда полно и я их обычно убирала вручную мокрой тряпкой. А теперь красота и пыли собирает это пылесос больше, чем робот)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, а тебе огромное спасибо за твой отклик! Мне не жалко поделиться, а в уборке я смыслю, курсы проходила.))) Много информации, и для себя я структурировала так, как наработала годами + новое.
      Окна каждый моет так, как ему комфортно. Свекровь у меня моеть 1 раз в год, и ей нормально, у неё 9 этаж. А у меня 3 этаж, МКАД рядом, пачкаются сильно. Но я только в кухне каждый месяц мою.
      Поздравляю с новым пылесосом. У нас нет проблемы волос, потому что у всех короткие. Но как же меня бесит, если вижу волосы на полу! А если чужие, то держите меня семеро! )))
      Желаю тебе внимательно и на холодную голову составить план уборки, и не старайся в него включить прям всё-всё, только необходимое, без чего праздник для тебя не будет праздником, и так, чтобы в новогодние каникулы тоже не пришлось брать тряпку.

      Удалить